Войти в почту

Главные темы форума Reddit в Dota 2

Последние недели на киберспортивной сцене были посвящены не только игрокам, но и комментаторам. Cообщество обратило внимание на новичков в этом деле, набирающих популярность на Twitch. Кто-то заработал популярность благодаря англоязычным стримам ESL на «Фейсбуке», о ком-то узнали из конкурса турнира Epicenter, другим повезло стать звездой форумов. Глядя на открывающиеся возможности и огромное количество турниров, многие игроки и поклонники Dota 2 обратили свое внимание на карьеру комментатора. А известный англоязычный кастер Тоби TobiWan Доусон записал несколько гайдов для тех, кто только начинает свой путь в этой сфере. Для читателей мы выделили самый важные правила работы успешного комментатора. Подготовка Не стоит думать, что работа комментатора начинается, когда стартует эфир. За кадром проходит многочасовая подготовка к каждому матчу, которая особенно важна для кастеров, только начинающих свою карьеру. 1. «Лучшее, что может сделать комментатор перед матчем, — это хорошенько выспаться», — говорит Тоби. В первую очередь это помогает глазам работать быстрее. Просыпаться быстро и не залеживаться. Мозг должен со старта работать на большой скорости. Разгоняться позже будет сложнее. 2. Отличный способ размять глаза — посмотреть несколько реплеев в ускоренном режиме и постараться уследить за всеми событиями. Лёгкая тренировка позволит прийти в форму. «Это как если ты тягаешь тяжёлые веса, а потом поднимаешь телефон и думаешь, какой же он на самом деле лёгкий. То же самое с мозгом. Если он работает быстро, то вы заметите, как легко можно ухватывать события». 3. Блокнот с заметками о командах и игроках — это скорее вопрос комфорта. Если ты чувствуешь себя потерянным, то можешь посмотреть в эти записи и вернуться к теме. Но когда ты готовишь эти записи, то автоматически запоминаются нужные детали. Ты можешь ими воспользоваться во время драфта или пауз в игре. Это как твоя основа. 4. Самое главное правило комментаторства от Тоби: «Просто получай удовольствие!» Комментирование драки Самое сложное в работе play-by-play комментатора — это командные сражения. На экране происходит слишком много всего, способности летят в разные стороны, а игроки нажимают по пять кнопок за раз. Иногда глазами-то невозможно уследить за каждым передвижением, не то что озвучить все происходящее. Тоби Доусон делится несколькими важными советами, которые позволят рассказать аудитории самое важное, и самому не запутаться в деталях. 2. Самое главное, что нужно сделать перед дракой — это выделить важные способности и ключевых героев. Кого команды постараются «выключить» первым, на использовании какой способности построен их тимфайт. «Например, когда в команде есть Void, то вы всегда строите свой каст вокруг хроносферы. Эта способность может выиграть игру», — поясняет Тоби. Это поможет не только сориентироваться в драке, но и правильно построить историю для зрителя, который не хочет смотреть отрывочные моменты, а приготовился слушать рассказ. 3. Следи за обзором каждой из команд. Как командам важно видеть всё во время драки, так и комментатору важно понимать, что видят игроки перед столкновением. Не обязательно указывать на варды или проговаривать их положение. Просто держи в голове эту информацию, чтобы использовать её при необходимости. 4. «Небольшие моменты с взаимодействием способностей — это хайлайты для твоего комментирования», — утверждает Тоби. В суматошной драке Swap под Arrow от Mirana — это хайлайт и деталь, которая украшает тимфайт. Не забывай о них. 5. Следи за героями, которые могут контролировать несколько вражеских персонажей. Centaur Warrunner, Lion, Nyx Assassin, Enigma, Tidehunter, Void и другие герои, которые могут оглушить сразу несколько противников, перевернув ход сражения. Команды строят драку вокруг них, поэтому и комментатор должен ориентироваться на их передвижения. 6. Во время использования способностей или предметов, дающих невидимость, нужно переключиться на саппортов, у которых могут быть «просветки». Урон — это хорошо. Но в такие моменты игры выигрывают самые расторопные и запасливые игроки поддержки. Не забывайте о них и не отдавайте все лавры кор-героям. 7. Выкуп означает ответную атаку. Комментатору необходимо переключить внимание на действие команды, герой который использовал байбек. Хотя бывают и нескоординированные действия, но лучше перестраховаться и сконцентрироваться на контратаке. 8. Иногда приходится пожертвовать комментированием убийств или использования критических способностей, чтобы удержать основную линию драки. Например, если главный керри использовал выкуп и теперь спасается на низких показателях здоровья. Умирающие вокруг персонажи могут быть не так важны, забудь о них и не отвлекайся сам и не отвлекай зрителя. «Не нужно постоянно говорить „этот игрок убил того игрока“. Если ты делаешь это, то по моему мнению, ты дерьмовый комментатор. Все что тебе нужно — это сфокусироваться на самом важном, а не на убийствах. Зрители понимают, что тут кто-то умирает в драке. Им нужно понимать саму драку и ее ключевые моменты. Что пошло правильно, а что нет», — заключил Доусон. Работа с комментатором-аналитиком В работе каждого комментатора в Dota 2 наступает момент, когда нужно работать в паре. Чаще всего организаторы пытаются к play-by-play кастеру подобрать комментатора-аналитика. Он не так хорош в быстром реагировании на события, зато может оценить их более глубоко. Но здесь важно не только то, как каждый из них будет выполнять свою работу, но и как они будут взаимодействовать. «Вы станете хорошей парой комментаторов, если будете работать вместе. Если вы не работаете вместе, то вы просто два отдельных человека», — утверждает Тоби. 1. Аналитик не должен бояться выражать эмоции. Короткий звук вроде «воу!» или фраза не нарушат темпа комментирования pbp, а только предадут ей эмоциональную окраску. Аналитик может подчеркнуть важный телепорт или неожиданную атаку со спины — и это не только нормально, но и необходимо. «Но не больше двух слов. Комментаторы pbp чаще всего думают, прежде чем что-то сказать. Это естественное течение речи. И если кто-то встревает посередине, это может вызвать проблемы. Он потеряет ритм, а ты испортишь момент», — рассказывает TobiWan. 2. Комментатор-аналитик не должен заставлять pbp-кастера переключиться на ту деталь, которую он пытается подчеркнуть. Если это действительно важно, то запомни и вернись к этому позже. В драке намного важнее удержать историю и процесс, чем вдаваться в подробности. Не стоит задерживаться на одном моменте и погружаться слишком глубоко в элементы механики игры. Это нарушает ритм каста. Исключение составляют моменты, когда это действительно редкая механика, перевернувшая игру. Ну или когда команда 30 минут отбивается от мегакрипов. Тут для развлечения подойдут и рассказы о «фишках». 4. Игру необходимо анализировать с точки зрения действия: что произошло, что происходит и что произойдет. А не говорить о том, как именно это случилось. Так зрителю не придется возвращаться в ритм игры после долгих рассуждений. «Как pbp-комментатору сложно вернуться в русло, когда кто-то его прерывает во время драки, так и зрители трудно вернуться в темп игры, когда её прерывают рассуждениями», — делится опытом комментатор. 5. Никто не должен говорить дольше 15 секунд, не подключая своего сокастера (если, конечно. речь не идет о затяжной драке). «Это не должно быть: «Хэй, поговори пока ты, а я пойду выдохну, попью водички и вернусь через минуту», — подчёркивает Тоби. 6. Pbp не тупой. Обменивайтесь идеями, ведите диалог, помогайте друг другу. Даже самого умного аналитика во время комментирования нужно немного приблизить к уровню pbp, чтобы не выставлять кого-то слишком умным или слишком глупым. «Помните, что комментирование — это обсуждение. Не превращайте каст в лекцию. Лекции — это охренеть как скучно. Не нужно быть скучным». Что такое хорошо и что такое плохо Самая сложная задача комментатора — это выдержать грань между критикой и откровенными оскорблениями. Именно в такую ситуацию недавно попал комментатор TeaTime, повзоливший себе нелестные высказывания в адрес Хенрика AdmiralBulldog Анберга. Кастер заявил, что тот «всего лишь знаменитость», чем вызвал волну критики в сообществе. В связи с этим Тоби записал небольшой гайд, посвященный тому, как правильно ругать киберспортсменов, чтобы не задеть их чувства и чувства их поклонников. 1. «Это не анонимный мир. Это очень публичная профессия. Ты не можешь просто сидеть и говорить об игроках какое-то дерьмо», — основная мысль Тоби по этому вопросу. «Да, игроки ошибаются и они знают об этом. Если бы никто не ошибался, все команды были бы тир-1 и выигрывали TI», — утверждает TobiWan. 2. Комментаторство состоит из разных уровней: комментатор уважает игрока, зрители уважают то, что говорит комментатор. Без уважения от зрителей у комментатора нет будущего. И твоя задача на старте карьеры — это не пытаться возвыситься над зрителями, а постараться заслужить их уважение. 3. Никогда слепо не оскорблять действия игроков. Задача комментатора — это не дать оценку действиям, а постараться понять их причину и последствия. Вот OG вчетвером стоят в логове Рошана. Не стоит говорить, что они »совершают глупую ошибку, не отправив никого проверять территорию вокруг». Стоит обратить внимание на нахождение вардов, наличие ключевых способностей у соперников и другие детали. Тогда может оказаться, что команда все правильно рассчитала и угрозы просто нет. 4. Самое важное, что должен делать комментатор, если берётся оценивать действия игроков, — это подкреплять все свои слова фактами. «Ричард Льюис — эксперт в этом деле. Он может просто разгромить кого-то критикой. Но подкрепить это все словами, фактами и информацией», — приводит пример Тоби. Хочешь сказать, что кто-то ошибся, — приведи доказательства. Утверждаешь, что команда сыграла плохо, — докажи это конкретным примером. Чем точнее будет твоя аргументация, тем больше тебя будут уважать зрители. 5. Если ты набрасываешься на популярную персону, будь готов встретиться лицом к лицу с ее разъяренными фанатами. Именно в такую ситуацию попал TeaTime. Историю со «знаменитостью» пропустили бы мимо ушей, если бы не армия поклонников AdmiralBulldog, которая не потерпит оскорбления их кумира. В конце концов, это один из самых популярных стримеров в Dota 2 и чемпион The International. Позволяя себе подобные высказывания, будь готов отвечать за свои слова. 6. Комментатор имеет полное право критиковать игроков. Но вопрос в том, каким тоном ты он это делает. Самый простой способ для начинающих кастеров — это превратить происходящее в шутку. Не использовать грубых определений вроде «фидит» или «бесполезный», а попробовать придать своему мнению иронический отттенок. Как не сгореть на работе Вот молодой комментатор нашёл своё место, работает на регулярной основе или даже нашёл себе место в крупной студии. На этом работа над собой не заканчивается. Многие проблемы придется решать уже на этом этапе. 1. Все начинают работать с небольших турниров. Там могут участвовать плохие игроки и случаться плохие игры. С этим придется мириться, но иначе ты не начнёшь отличать плохое от хорошего. И в процессе многочасового комментирования кастеру определенно придется повторять одни и те же фразы и одни и те же истории несколько раз — это абсолютно нормально. Не стоит думать, что если ты на восьмом часу работы начал рассказывать то же, что и на первом — твоя ошибка. Иногда игры действительно очень похожи. 2. Комментатору всегда нужна мотивация. Какая угодно. Кто-то хочет зарабатывать больше или попасть в RuHub. Другим важно быть лучшими в своем деле. Только правильно найденная мотивация заставит тебя подниматься утром и снова садиться в эфир. 3. Нужно вкладывать в работу свою личность. Мало просто выучить способности и названия героев. Важно стать интересным для зрителя. Тоби приводит в пример Day9, который стал для аудитории не менее интересным, чем титулованные киберспортсмены. И все потому, что он продемонстрировал и «продал» себя. Каждому комментатору нужна фанатская база, которая будет его поддерживать. И да, заработать её сложно. 4. Необходимо понимать понимать, что будет дальше, какая работа и будущее тебя ждет. Именно этот вопрос стал причиной ухода из комментаторства Бена Merlini Ву. Он задумался о том, сможет ли он вести тот же образ жизни, когда нужно заботиться о семье и близких. Не стоит думать, что комментаторство будет устраивать тебя всю жизнь. 5. Никогда не зацикливайся на одной дисциплине. Активная жизнь любой игры — это 8-10 лет. После этого неизменно идет спад. И дело не только в том, что люди устают одинакового процесса. Просто технологии идут дальше, а значит появляется что-то более интересное. «Мне повезло. Я работают в доте уже 15 лет. Но дело в том, что она выросла из карты WC3 и превратилась в Dota 2», — делится опытом Тоби. Не стоит бросаться комментировать сразу две игры, если тебя устраивает текущее положение вещей. Но всегда нужно иметь запасной план и следить за другими дисциплинами, чтобы иметь возможность перейти, когда это будет необходимо. Техническая сторона Тоби Доусон пока не делился в своих гайдах техническими моментами комментирования. Но для этого в сообществе есть Джонатан pimpmuckl Лейбиг, один из лучших обсерверов в Dota 2. Он постоянно делится своими наработками и файлами конфигураций, которые лучше всего подходят для комментаторов и обсерверов. Найти свежий файл, учитывающий все недавние изменения, и подробную инструкцию можно на его сайте. Там же находятся рекомендации по настройке программ для стриминга. Если решитесь использовать профессиональные настройки, то не забудьте сохранить свои игровые конфигурации. Как утверждает Pimp, они очень разнятся. Для настройки клавиш можно использовать этот скриншот. Для передвижения камеры используются клавиши WASD, а статистика по крипам переключена на F. Благодаря этому вам не придётся перемещать руку с клавиатуры. Вот и всё. Теперь вы готовы к тому, чтобы комментировать и завоёвывать сердца первых поклонников. Может, именно вас позовут на следующий Epicenter!

Главные темы форума Reddit в Dota 2
© Чемпионат.com