Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Манижа: «Когда я начинаю защищать права геев и мигрантов в нашей стране, я сталкиваюсь с непониманием»

В этом году ты заявлена как один из хэдлайнеров фестиваля «Усадьба Jazz», поэтому не могу не спросить, как относишься к фестивальной культуре, и какие мировые фестивали мечтаешь посетить?

Манижа: «Когда я начинаю защищать права геев и мигрантов в нашей стране, я сталкиваюсь с непониманием»
Фото: SNCmedia.ruSNCmedia.ru

Я большой фанат фестивальной культуры, и за время своего существования на этой Земле побывала в разных странах, на разных фестивалях. В этом году никуда не еду: очень много работы летом, но в целом у нас с семьей есть традиция посещать фестивали. На фестивали в нашей стране раньше я ходила как зритель, но в последние два с половиной года делаю это уже как артист. В первую очередь всегда обращаю внимание не только на аудиторию, внешнюю составляющую, лайн-ап, но и на внутреннюю кухню и культуру организации. Мне очень приятно иметь дело с профессионалами, которых мало. Нет, не потому что мы в нашей стране, просто людей, которые любят работать и делать много всего и сразу, своеобразных мультиинструменталистов почти нет. Могу сказать, что на «Усадьбе Jazz» мне пришлось столкнуться с действительно качественной организацией, и это было очень круто.

Видео дня

Помнишь, как проходила подготовка к выступлению в прошлом году?

Самое сложное для артиста – саундчек и стадии согласования. Есть масса факторов, которые могут повлиять на то, что твой саундчек пройдет плохо, а значит само выступление будет под угрозой. Но с «Усадьбой» получилось классно: в прошлом году мы поехали на площадку ранним утром, еще не было людей, одна музыка. Безумная погода Помню, после репетиции нас отправили на летнюю кухню, где готовили очень вкусно и как-то тепло и по-домашнему относились к каждому, вне зависимости от того, хэдлайнер ты или нет.

Не так давно у тебя был сольный концерт в Доме Союзов. Видела в твоем Instagram видео оттуда: тогда из-за накативших слез ты не смогла завершить песню, за тебя это сделали зрители. Какие эмоции ты испытывала в тот момент, что заставило так расчувствоваться?

Что может растрогать любого человека, который 24/7 работает, работает и работает? Конечно, его результат. Не важно, большой или маленький, мимолетный, да хоть на пару секунд. Для меня и для всей моей команды эти три минуты на сцене в Колонном зале при полном солд-ауте были, наверное, главными минутами в этом году. Мы это сделали в тандеме с MS Production. Я завершала концерт англоязычной композицией, которой еще нигде не было. Это было сложно, особенно в нашей стране, где не принято петь на другом языке. Я это очень уважаю и действительно понимаю, но моя аудитория, мой зал – я не стесняюсь этих слов и с удовольствием их произношу – они начали петь вместе со мной, толком не зная слов. Просто подхватили англоязычную песню со второго куплета. Безусловно, меня это растрогало, потому что я поняла, что границ не существует. Вот в эту секунду не было ни одного знака, говорящего о том, что я делаю что-то не так. И конечно, как любая тонкая, чувствующая душа, я расплакалась.

Публикация от MANIZHA (@manizha)

16 Апр 2018 в 1:30 PDT

Кажется, я готова расплакаться даже от твоих слов. Звучит очень трогательно. А помнишь, когда и из-за чего в последний раз плакала вне сцены?

Бывает, приходит идея, и ты, пока запал не стих, думаешь, что сейчас это все сделаешь, и будет круто. Но проходит еще два дня, и понимаешь, что эйфория ушла и началась рутина. И вот эта рутина может довести до тяжелых состояний. Кто-то однажды мне сказал очень важную вещь о том, что идея – лишь 10 % успеха, а остальные 90% всегда даются очень сложно. На самом деле артист переживает такие же тяжелые кризисы, как и любой человек. Одно из самых сложных для меня – кризис отношений с людьми, с которыми работаю. Это мешает делать свое дело. Сперва вы безумно ссоритесь, не находите никакого понимания, а потом выходите на сцену и осознаете, что ваше понимание – это музыка. В этот момент начинает немножечко отпускать.

А плакала я постоянно. Например, когда у меня что-то не получалось с видео. Я до сих пор снимаю и монтирую все сама, и вся ответственность всегда на мне. И когда 5 часов утра понимаю, что у меня не работает компьютер, и я не могу смонтировать ролик, а в 9 мне нужно сделать релиз, так как за мной стоят люди, деньги, вложения, усилия, в этот момент у меня начинается истерика. В итоге успокаиваюсь и работаю дальше.

Кстати, существует мнение, что шедевры всегда рождаются через страдания. Как относишься к этому утверждению? Твои песни появляются похожим образом или наоборот в максимальном спокойствии и гармонии с собой?

Это миф, от которого мы все страдаем. В обществе культивируется мысль о том, что творчество всегда должно быть через боль. В моей жизни действительно очень многое было через страдания. Как-то слушала лекцию молодой писательницы о том, что делать, когда достиг успеха, и тебе нужно сделать второй шаг. Она говорила о том, что нужно просто жить с этим успехом и продолжать подпитывать его. Многие люди в свое время добившись чего-то, сходили с ума, начинали очень много пить, потому что не могли выйти из кризисного состояния и сращивали себя с творчеством. Это как, знаешь, есть «мой гений», а есть гений. И вот это слово «мой» у тех людей ушло. Раньше многие талантливые люди говорили «мой гений придумал это». А если что-то получалось плохо, они всегда могли сказать в свое оправдание «это мой гений придумал, а не я».

Сейчас наше эго заставляет нас думать, что мы сами все создаем, что мы – вовсе не носители, а творцы. В итоге ответственность начинает сжирать нас, и появляется страдание, в котором ты привык что-то создавать. В результате ты становишься заложником этого состояния. Я, конечно, стараюсь меньше страдать и вообще учусь сейчас писать в гармонии, но это сложно. В общем, пока я не нашла точного ответа на твой вопрос, возможно кто-то создает в счастье, но я пока такого человека не встречала.

Твое творчество – это все же попытка лучше узнать себя и свои возможности или наоборот – шанс изменить этот мир и людей в нем?

Это все взаимосвязано. Любая песня – продукт случившегося в моей жизни. Тем не менее я редко выхожу на сцену с той болью, которая поселилась во мне только вчера. Да, часто бывает, что душа еще болит, но первое, что помогает мне переработать это все – песня, с которой потом я выхожу на сцену. Причем я знаю, что она, возможно, сможет помочь не только мне. Это такая своеобразная миссия: я лечу и себя и других.

Никогда не думала, как бы сложилась твоя жизнь, останься ты в Таджикистане? Как считаешь, смогла бы ты добиться такого же успеха?

У меня было бы что-то другое, но я тоже бы чего-то добилась. Мне кажется, локация не важна. Возможно, я стала сильнее за счет того, что моей семье пришлось стать мигрантом в стране, где даже сегодня, в 2018 году, я до сих пор сталкиваюсь с расизмом. К примеру, недавно я летела из Парижа через Минск. В Минске меня остановили на паспортном контроле, и молодой человек сказал: «Ну, вы же из Таджикистана, чего вам надо-то в России?» Такие вещи делают тебя немножечко сильнее. Это есть даже несмотря на то, что ты уже столько сделал для страны Я считаю, что нельзя так относиться к человеку. Даже если в Таджикистане был кто-то плохой, нельзя по нему судить остальных. Надеюсь, подобного станет меньше. Я – человек, который хочет с этим работать и хочет, чтобы уважали не только мигрантов, но и чтобы сами приезжие уважали себя, получали образование, развивались и становились интересными собеседниками.

Ты выросла в Москве, какое-то время жила в Санкт-Петербурге и даже в Лондоне

а сейчас я хочу переехать в Париж!

Даже несмотря на то, что на улицах там, как и в России, можно услышать доносящиеся из проезжающих машин песни ?

Дааа! (Смеется) Мне кажется, это моя судьба, то, что меня не отпускает даже за границей.

Кстати, по поводу того, что не отпускает. В интервью ты не раз отмечала, что твое восточное воспитание дает о себе знать. В чем это проявляется?

В ценностях, которые заложила во мне моя семья. Семья для меня всегда на первом месте: мы часто собираемся, поддерживаем друг друга и уважаем старших. Я говорю с мамой на Вы. Нет, не потому, что у меня с ней холодные отношения, и мы друг друга не понимаем, а просто потому, что так нужно, так правильно, я так чувствую. Для меня «ты» – это настолько холодно, а «Вы» – настолько тепло, что это проявление наивысшего уважения. Такое же отношение должно быть к пожилым людям и людям с особенностями. В моей культуре мы уважаем каждого, и каждый имеет право на свое экологичное поле вокруг. Когда я начинаю защищать права геев и мигрантов в нашей стране, я сталкиваюсь с непониманием и большим количеством не очень приятных эмоций. С этим нужно очень много работать, но все ценности, которые культивировал во мне Восток, дают мне всеобъемлющую любовь к каждому человеку.

С правами мигрантов и геев вроде бы понятно. А что насчет феминизма? Ты можешь назвать себя феминисткой?

Я очень много раз произносила это слово вслух, и сейчас я понимаю, что, к сожалению, любой тренд часто уходит в крайность. Это ситуация, когда желание что-то изменить доводит до точки. Феминизм сейчас доводят до крайности. Я не уверена, что 80% говорящих об этом знают, что это слово значит на самом деле. Феминизм сегодня – это какая-то очень холодная игра. Я вижу, на каком языке люди говорят, с какой интонацией, с какими фотографиями – и этот визуальный язык мне не близок. Для меня феминизм – это про то, что мы все на равных, про то, что у каждого есть права, и их нужно уважать, вместо того, что-то кому-то доказывать. У нас почему-то все знают, как лучше. Это неправда. Не нужно никому говорить, как лучше. Если у человека есть мнение, оставь его с этим мнением. Свое же оставь при себе. Оно не должно мешать вам взаимодействовать. Для меня феминизм по отношению к женщинам – это не культ себя, а гармоничное принятие себя, умение относиться к своим изъянам как к чему-то особенному, личному. Это понимание того, что шрам на твоем теле – это твой уникальный шрифт, штрих, который тебя отличает от любого на этой планете.

За что, по-твоему, должны бороться современные женщины сейчас? В Голливуде, например, актрисы пытаются добиться равных гонораров с мужчинами

Я сталкиваюсь с шовинизмом в нашей стране очень часто. Действительно, если поставить талантливого поющего мужчину рядом со мной, то интерес к нему будет выше, и гонорар у него будет больше. Понятно, что в профессиональном мире мне еще нужно много работать и много всего доказывать, поэтому не буду сейчас с пеной у рта говорить всем «давайте защищать свои права и давайте будем получать больше, чем мужчины».

Давайте просто будем делать свое дело честно. При таком подходе, если хочешь зарабатывать определенную сумму, ты к ней придешь. Но что меня больше всего сейчас волнует, так это несформированные девушки, девочки, подростки. За них я переживаю сильнее, потому что в моей жизни были моменты, которые сподвигли меня на то, чтобы в следующем своем проекте я затронула тему домогательств в общественном транспорте. Сейчас Франция – единственная страна, где в метро есть социальная реклама, говорящая о том, что ты не должна бояться убрать его руку, сказать ему «прекрати», уйти и обратиться в полицию. В нашей стране я не нашла ни одной петиции и не увидела желания сделать социальную рекламу на эту тему. Если взрослая женщина еще может дать отпор, то ребенок – нет.

Да, из твоих интервью знаю, что у тебя была такая ситуация в подростковом возрасте

Я очень долго не могла об этом говорить, и только в этом году решила рассказать, потому что почувствовала, что у меня есть возможность заявить об этом громче, чтобы быть услышанной не ради своего эго, а ради того, чтобы помочь кому-то пройти через это. Я переживала подобное очень тяжело. И мне кажется, что женщины имеют право говорить о таких вещах у нас в стране. Причем об этом должны говорить не только женщины, но и мужчины. Огромное количество мальчиков-подростков с этим тоже сталкивались, я таких ребят знаю. Когда стала общаться и выяснять подробности, поняла, что это действительно проблема, о которой у нас никто не говорит. Меня действительно это ужасно волнует. Именно поэтому я хочу, чтобы в нашей стране была крутая, достойная, сильная социальная реклама, которую, возможно, старшее поколение пропустит мимо ушей, но дети и подростки будут знать, что они могут сказать кому-то «нет» и не бояться.

Что бы ты сказала себе 18-летней, если бы у тебя была такая возможность?

Не сомневайся и не переживай! Даже если кажется, что что-то не получится, в итоге все равно все получается. Не страдай так много, не впадай в депрессии. Да, возможно, это тебе сейчас нужно, но это заберет у тебя столько времени, а в итоге ты поймешь, что все труды были не зря.

А какое послание ты бы отправила бы себе через 20 лет?

Назови своего шестого ребенка Лука. Так Стоп. У меня уже будет шестеро детей? Что-то я перегнула (Смеется). Хотя ладно, надеюсь, что так и будет!