София Бутелла о съемках в фильме «451 градус по Фаренгейту» и многом другом в эксклюзивном интервью

В мае этого года в России состоялась премьера фильма Рамина Бахрани «451 градус по Фаренгейту». Ключевую роль в экранизации одноименного романа Рэя Брэдбери исполнила танцовщица и актриса алжирского происхождения . Её персонаж Кларисса помогает Гаю Монтэгу, сержанту пожарной службы (в мире антиутопии пожарники занимаются сжиганием книг – они вне закона), кардинально поменять своё отношение к литературе и миру.

София Бутелла родилась в столице Алжира в семье известного джазового композитора и хореографа Сафи Бутелла и художника-архитектора. Еще в детском возрасте София проявляла интерес к искусству, в том числе и к танцам. Танцы стали её профессией, когда она (в десять лет) переехала с семьей во Францию: будущая актриса начала работать как артистка подтанцовки, путешествуя по всему миру и выступая на одной сцене с такими знаменитостями, как . Одним из последних её «прорывов» в качестве танцовщицы стало выступление на Суперкубке.

Видео дня

К актерской карьере Бутелла готовилась основательно: два года она посещала актерские курсы в Париже. Первая её «проходная» роль в фильме «Супер Ди Джей» (2002) не принесла успеха, но она не остановилась. Только через десять лет Софии предложили главную роль – в успешной франшизе «Уличные танцы». На сегодняшний момент у Бутеллы уже достаточно длинный послужной список: она также снялась в «Мумии» с , в фильме Джастина Лина «Стартрек: Бесконечность» и еще десятках картин.

София Бутелла, кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

Ты сейчас живешь в Париже?

Нет, я живу в Лос-Анджелесе. Прошло уже двенадцать лет и шесть месяцев, как я здесь. Представляете, двенадцать лет!

Тебе нравится Лос-Анджелес?

Когда я бываю дома, то да!

Но ты часто гастролируешь. Тебе сложно быть далеко от дома?

Нет, ведь у меня кочевая семья: мои родственники постоянно путешествовали. Я думаю, что это у меня в крови. Когда я была маленькая, мой отец сказал: «Иди туда, куда тебе нужно – ты не принадлежишь ни мне, ни маме». Это лучшее, что я когда-либо слышала. Его слова вселили в меня смелость. Я встречаю так много людей, которые скучают по дому сразу же, как выходят из зоны комфорта. Это, конечно, славно, но у меня (благодаря словам папы) другие ощущения.

Ты скучаешь по своей семье?

Очень сильно. Мы с родителями близки и я благодарю их за то, что они дали мне такой совет. Это подарок, разве нет? Единственный недостаток моих разъездов заключается в том, что я не могу ответить на вопрос «Где твой дом?» Я просто не знаю.

Я считаю себя гражданином мира и принадлежу ему.

Я из Алжира и горжусь своим происхождением. Я горжусь местом, где я выросла – Францией, – но мне кажется, что я родом из каждой страны. Если меня спросят, где же я хочу жить, то я отвечу, что в Лос-Анджелесе, а может, и нет. Нью-Йорк? Возможно, когда-нибудь. Лондон – почему бы и нет? Но я не думаю, что хочу возвращаться в Париж или Алжир. Я считаю, что мне нужно продолжить ездить в те места, в которых я ещё не была.

София Бутелла и

Ты читала книгу Рэя Брэдбери до съемок?

Нет, я, к сожалению и к своему удивлению, не читала. Вчера я разговаривала с женщиной, которая выросла во Франции, и она сказала, что эта книга была в её школьной программе. Мне не задавали её читать во французской школе, и я никогда не слышала о ней во время учёбы. Когда мне дали сценарий, я подумала: «Ого, что это? Это написано по книге?». Я прочитала книгу до проб. Мне показалось, что это захватывающе и удивительно – как книга опередила своё время. Невероятно! Если кто-то, как и я, раньше не знал об этой книге, вам стоит её прочитать. Каждый должен знать об этой книге.

Адаптировать книгу в сценарий для кино – всегда сложный процесс. Как ты думаешь, режиссер смог сделать сюжет актуальным для сегодняшней аудитории?

Я думаю, что он отлично справился с задачей. Он адаптировал книгу не только под кино, но и под настоящее время и людей. Время, в которые мы живем, довольно пугающие, фильм снят своевременно. Мне кажется, что картина поможет о многом задуматься.

Какие проблемы, поднимающиеся в картине, подходят для нашего времени?

Поддельные новости, социальные сети, эмодзи... Сейчас многие мои друзья не пишут сообщения, а отправляют эмодзи, изображающие их эмоции. «Так быстрее», – говорят они мне. Люди выбирают то, что быстрее.

Сейчас всё происходит слишком быстро.

Поэтому люди не открывают книги, ведь в этот момент кажется, что можно пропустить что-то важное. Но то, что вы боитесь пропустить, не наполнит вашу жизнь чем-то хорошим. У всех есть страх что-то упустить. Я считаю, что это ужасно. Этот темп ограничивает людей. Эмодзи – это быстро. Фастфуд – прекрасно!

Фильм заставляет задуматься, в каком ключе современные масс-медиа рассказывают о новостях. Можно даже сказать, что СМИ сравниваются с огнём, а знаменитости – с «пожарниками», уничтожающими книги.

Что ты имеешь в виду?

Я думаю, что масс-медиа отвлекают внимание от того, что важно и во что я верю. СМИ созданы для этой цели. Идеализировать что-то – это теперь увлечение для людей. Почему так происходит? Я думаю, что люди недостаточно уверенны в себе, поэтому они полагаются на то, что видят.

Если раньше люди восхищались философами и поэтами, то теперь – звёздами и реалити-шоу, – то есть людьми, которые показывают свою жизнь.

Люди зависимы от этого. Это захватывает.

Ты смотришь подобные программы?

Да! Я смотрю с целью исследования персонажей – мне это очень интересно, но я не зависима от этого. Я злюсь, когда люди позволяют, чтобы реалити-шоу или звёзды влияли на их жизнь. Но я не пытаюсь навязать людям своё мнение. Я просто считаю, что когда люди не доверяют себе, они и не заинтересованы в чтении книг и в каком-то развитии.

София Бутелла и , кадр из фильма

Ты сама читаешь книги?

Сценарии – вот что я читаю каждый день. Иногда я читаю сценарий и, поверьте мне, мечтаю, чтобы вместо него была книга (смеется). У меня был отпуск впервые за пять лет и я думала, что прочитаю книгу, но вместо этого я читала сценарий. Я просто не могу перестать работать.

Но я недавно купила «Поезд М» , потому что мне понравилась её книга «Просто дети». Меня теперь часто спрашивают, какую бы книгу я спасла. Раньше я выбирала одну, потом две, а теперь три (смеется).

Как они называются?

«Маленький принц» [] и «Записки из подполья» Достоевского – эту книгу дал мне Рамин, я её очень полюбила. Он замечательный писатель, который пишет честно и увлекательно. В этот список сейчас входит и «Просто дети».

Можешь рассказать о своем персонаже?

Я играю Клариссу Маклеллан – персонажа, который пытается выжить в тоталитарном мире. Она происходит из людей, которые любят книги. Она восстала против того, что происходит, будучи еще подростком. Она росла в эгоистичном мире и хотела быть счастливой. Она не является идеальной женщиной, которая принимает правильные решения, но ее взгляды на жизнь меняются очень быстро. Я бы описала ее так – выжившая.

Она сыграла ключевую роль в решении персонажа Майкла Б. Джордана присоединиться к мятежникам, которые пытаются спасти книги…

Они оба разделяют этот «грех» – они оба ответственны за женщину, которая умирает, защищая свои книги. Здесь как раз и происходит изменение в сознании.

У нас не так много времени для того, чтобы понять, как она [Кларисса Маклеллан] жила раньше. Там есть сцена в клубе с Майклом Шенноном. В конце этой сцены я [персонаж] меняю свой внешний вид и взгляд на жизнь.

Почему этот момент важен для тебя?

Именно эта сцена дала мне понять, какой она была раньше. Я считаю, что в начале фильма она очень эгоистична и довольно жестка – «Дай мне это! Дай мне то!» – но потом она становится собой. Мне кажется, что она интроверт, довольно стеснительный человек. Она отличается от игривой и свободной героини книги. В книге она как солнца свет, на ней белое платье, ей семнадцать. Наша адаптация сильно отличается и мне это нравится.

No Hard Feelings By Keean Johnson - @keeanjohnson - full video & song in bio

A post shared by Sofia Boutella (@sofisia7) on

Apr 25, 2018 at 6:38pm PDT

Какого это было – работать над фильмом?

Мне понравилось. Я понимала контраст между тем, над чем я работала и миром, в котором я живу. Я пыталась воссоздать прошлое моего персонажа: я представляла семью, в которой она выросла, этот мир и восстание против него.

Какая была атмосфера на съемках с Рамином?

Он очень чуткий режиссер, принимает во внимание любое твое предложение. Он дико умный и мне нравится, что к любому делу Рамин подходит внимательно (и не только к развлекательным фильмам).

Я снималась во многих исключительно развлекательных фильмах, поэтому мне было очень приятно стать частью чего-то, что имеет значение для сердца и мира, в котором мы живем.

Съемочная площадка и среда, в которой мы работали, были очень приятными. Я могла позвонить Рамину в любое время суток и обсуждать с ним своего персонажа столько времени, сколько понадобится. У меня было много вопросов, и он был не против.

Рамин писал заметки к сценам и мы могли предлагать свои идеи. Это была творческая и совместная работа. Работать с Майклом Б. Джорданом также было в удовольствие, да и со всеми другими тоже.

Фотография: Legion-Media София Бутелла и Майкл Б. Джордан в Каннах

Почему тебе так сильно понравилось работать с Майклом Б. Джорданом?

Я без сомнения хотела бы еще с ним поработать. Он лучший. Он очень милый и вежливый – такой, знаете, джентльмен. Я обожаю его.

А что насчет Майкла Шеннона? Как тебе было работать с ним?

Знаете, я была его поклонницей. В юности я очень любила его работы, например, фильм «Дорога перемен». Эта картина всегда была для меня примером. Я говорила своим агентам, что не хочу играть главную роль, потому что это ничего не значит: «Посмотрите на Майкла Шеннона в “Дороге перемен”». Если мне предложат исполнить такого же «сложного» персонажа, но только в одной короткой сцене картины, я буду счастлива согласиться на эту роль. Я не претендую на то, что у меня такой же талант, как у него, я просто восхищаюсь. И он такой забавный, добрый и милый.

Мы узнали друг друга ближе во время промо: мы снимались в паре, а в фильме у нас не так много совместных сцен. Вчера мы разговаривали с ним о спектаклях, потому что он провел много времени, работая в театре. Я говорила ему, что я бы хотела попробовать сыграть в спектакле когда-нибудь.

Это одна из твоих целей?

Да, я бы этого очень хотела. Мой учитель по актерскому мастерству давал мне спектакли для отработки, включая Ибсена, Чехова, Юджина О’Нила, Теннесси Уильямса.

, фото из Instagram

Была ли ты поражена тем, насколько для Рамина это была важная работа, несмотря на то, что довольно бюджетная?

Да, эта работа по-прежнему является важной для него! Я помню момент, когда мы впервые все приехали на съемочную площадку. Там были эти вагончики и трейлеры – тогда Рамин сказал: «Я не могу на это смотреть». Я спросила, почему, и он ответил, что просто никогда не сталкивался с таким бюджетом (смеется).

У меня были съемки в картинах с ещё меньшим бюджетом – вот только что завершились съемки над фильмом , который я еще не видела. Я просто хочу работать с артистами и визионерами. Я открыта для разных проектов, мне нравятся перемены. При этом мне интересны мнения и видения мира таких людей, как Рамин и Гаспар.

Как ты уже сказала, ты работала с Гаспаром Ноэ над фильмом «Экстаз», который показывали в Каннах. Ты сыграла танцовщицу?

Да. Гаспар талантливый человек. Даже если тебе не нравится его работа, ты не можешь отрицать этого – он делает так, что ты всегда что-то ощущаешь, ненависть или любовь к его работе – и это все, что мне нужно. Для меня нет ничего, что может испортить искусство. Мне кажется, что это нормально – говорить «мне не нравится фильм», но нельзя сказать, что «это возмутительно, это ненормально» – на такие фразы всегда хочется ответить: «Почему? Это же искусство». Особенно, когда ты узнаешь человека – а он такой добрый, все обожают его – и это не всё, почему люди идут за ним.

Он всегда искренне говорит: «Если ты не хочешь этого делать, то ничего страшного». Он ни разу не поднял голос на кого-то и был очень добрым и заботливым. Когда мы просматривали сцены после съемки, он всегда начинал говорить что-то вроде этого: «Подходи, садись. Ты как себя чувствуешь? Хочешь пить? Пиджак? Тебе не холодно?» (смеется). Мне нравилось это.

Можно ли сказать, что разнообразие в работе – это твоя цель?

Да, я действительно счастлива.

Я всё еще ищу себя и пробую разные вещи – думаю, что это не прекратится никогда.

Я учусь и изучаю. Я все еще изучаю эту сферу – а в ней так много всего, чего я еще не знаю.

Ты до сих пор танцуешь?

Ну, я танцевала в фильме Гаспара, но как раньше – больше нет. Я танцевала на благотворительном мероприятии в январе в Лос-Анджелесе. Он разыгрывал на аукционе платье Мадонны, в котором она выступала в рамках ярмарки современного искусства Art Basel год назад. Он любезно попросил её повторить выступление. Они подумали, что было бы хорошо позвать меня станцевать, и я не смогла отказать, потому что это благотворительное мероприятие и они оба – такие добрые и милые.

Раньше ты постоянно танцевала с Мадонной, правильно?

Да, в течение девяти лет. Она меня многому научила. Она потрясающая женщина. Она много трудится и сильно увлечена работой.

Танцуешь ли ты для себя?

Да, когда я хожу в клубы и напиваюсь (смеется). Нет, я шучу. Мне бы очень хотелось возобновить занятия. Я перестала танцевать не потому, что я хотела оградить себя от этого, это произошло вполне естественно. Я не могу дождаться, когда снова приду в балетный класс, также я жду с нетерпением занятия по контемпорари. Я буду счастлива вернуться в танцы, когда буду к этому готова.