"Ногу проще отрезать": откровения травматолога

Вы слышали про трещины костей? Знаете, чего не нужно делать, если сильно порезались? Представляете, чем отличается отделение травматологии от травмпункта?

"Ногу проще отрезать": откровения травматолога
© Anews

Московский травматолог Владислав, который представляется в соцсетях как Владик Антонин, или glazzzvlad, с июля ведет в Твиттере тред об интересных медицинских фактах и секретах своей профессии.

Правда про переломы и недобросовестных врачей

«В природе не бывает трещин костей. Все трещины – это на самом деле самые взаправдашние переломы, это обман чтобы вы не так сильно боялись».

«Умереть от перелома практически невозможно. Исключение – переломы бедра или таза, ну и всякие там открытые переломы, когда кровь из руки хлестает. В остальных случаях от перелома вы скорее всего не умрете».

«Я всего два раза в жизни видел открытый перелом таза. Оба раза это было результатом неравной борьбы хрупкого человека и камаза. В одном случае человек выжил».

«Переломы шейки бедра срастаются. Но только у молодых. У пациентов старше 65 лет шансов на сращение шейки бедра нет».

«Челюстно-лицевые травмы выглядят ужасно, но в практическом смысле самые безопасные(если не захлебнешься кровью)».

«Перелом позвоночника – это не всегда, когда отказывают руки и ноги. Большая часть пожилых пациентов получают перелом позвоночника, и где-то половина из них даже и не знает о том, что у них был такой перелом. Хотя, конечно, переломы с неврологией больше впечатляют. Хирургия позвоночника – это высшая травма, конечно же».

© anews

«Умереть от перелома действительно сложно, а вот инвалидом стать можно запросто. Особенно в этом плане коварны лодыжки. Как вы думаете, сколько бывает видов перелома лодыжек? Девять, и это далеко не самая полная классификация».

«Переломы даже в гипсе имеют свойство смещаться (это когда отломки расходятся в разные стороны). Поэтому вам и делают много разных снимков, если лечат в гипсе. Или не делают, все зависит от того, насколько добросовестный доктор вас наблюдает в травмпункте. Кстати, сейчас есть негласное распоряжение из всех травмпунктов направлять больных с переломами со смещением в стационары. Не рассчитывайте на гипс и быстрый уход домой, вам вызовут скоряк и отвезут в каличку».

«Получить перелом при аварии – это ерунда. Гораздо хуже, когда у вас в голове начнет собираться кровь (а ей из головы утекать некуда). Ну и совсем плохо, если от удара органы внутри метнулись в одну сторону, а потом в другую. В этом случае вас в больничку не довезут».

«Самое страшное, что может случится с человеком после операции на костях, это инфекция. Если инфекция попала в кость, она там и останется ровно до тех пор, пока эта кость находится в организме. Убрать микробов из пористой и сложно устроенной костной ткани практически невозможно».

Про травмпункты и прививки от бешенства

«Я был в травмпункте всего один раз. Мне делали прививку от бешенства. Кстати, это, пожалуй, один из двух поводов, по которым вам могут там помочь. Лучше не пренебрегать прививками. В России около 100 человек (вроде) умирает от бешенства ежегодно, поверьте, эта не та смерть, которой стоит умереть».

«Второй – это вывих плеча. Да и то, вправлять его вам будут под уколом кеторола, что, мягко говоря, не обезболивает. Кстати, когда вам вправляют вывих, лучше всего расслабиться. Болеть будет меньше, да и вправится быстрее».

Про конечности: «За руку будут бороться до конца, а вот ногу проще отрезать»

«Когда вы порезали себе палец или кисть, неудачно порезав салат, наложив повязку, лучше всего сразу вызвать скорую. Идти в травмпункт бессмысленно, а бежать в больничку может оказаться бесполезным. Дело в том, что кистью занимаются специальные врачи – кистевые хирурги. Лучше, если вы сразу окажетесь у них, это гарантирует вам то, что все пальцы у вас будут сгибаться и разгибаться в прежнем объеме».

«Если вам повезло и вы отрубили себе пальчик целиком, возьмите его с собой. Скорее всего, его можно будет пришить обратно, но тут уже никаких гарантий. Палец может не чувствовать после реимплантации, некоторые отказываются».

«Если вам повезло еще больше, и задето уже что-то побольше, чем пальчик, ничего не трогайте и звоните 03. Благодаря современным технологиям, мы вернем вам руку/ногу».

«Но травматологи очень прагматичны. За вашу руку будут бороться до конца, а вот с ногой, если дело не очень, то проще отрезать. Я серьезно, протезирование нижних конечностей достаточно неплохо развито, а вот готовы ли вы пережить 3 года реконструктивных операций, большой вопрос».

«При этом нога ваша будет выглядеть совсем не так, как изначально. А работать-то кто будет? В современной медицине скорость возвращения пациента к труду играет не последнюю роль. На протезе вы в офис вернетесь уже через месяц».

«Все это не просто от лени, реально спрашивают чуваков, которым там ногу всеми способами спасали, а они такие: да надоели, если честно, я тут уже в 10 раз лежу, уж лучше бы отрезать и все».

Про технологии: «Через 10 лет операцию вам будет делать робот»

«Вся современная травматология – это высокотехнологичная наука. Круче, наверное, только нейрохирургия и сосудистая. Скачок в технологиях дал нам столько возможностей, мы можем пофиксить любой перелом».

«На каждую косточку есть отдельный имплантат, все дело только в деньгах. Сколько вы готовы потратить на свое лечение? Травма – самая затратная в медицине штука, нет ни одного травматологического отделения в России, которое было бы прибыльным».

© anews

«У высоких технологий есть и свой минус. Травматологи станут первой врачебной специальностью, которых полностью заменят роботы. Так что не удивляйтесь, если через 10 лет операцию вам будет делать робот».

Про будни травматолога и алкоголь

«Большинство манипуляций в травматологии не требуют большой физической силы. Современное оборудование позволяет работать в травме даже хрупким девушкам».

«В 90-е годы нормой считалось, что бригада травматологов на дежурстве была в состоянии от „подшофе“ до просто бухих. Сейчас такого нет, конечно же».

«Чего не скажешь про основной наш поток пациентов. Немного можно понять поток алкоголя на праздники, но и в обычные рабочие дни процентов 60 пациентов – пьяные».

«Один раз мужик сломал голень. То, что нога в разные стороны гнулась не там, где надо, его не смущало. Смутило отсутствие водки. Приехал в больницу».

«Оставшиеся 40% – это в основном бабушки, легко ломающиеся от любого соприкосновения с твердыми поверхностями».

«В сезон через меня проходит до 30 человек за день. Это больше чем один человек в час, и с каждым надо что-то сделать. Сезон – это конечно гололед. По ощущениям, самое страшное – это первый день со льдом, народ только начинает привыкать к эквилибристике (получается так себе)».

«У нас норма – это когда ты в восемь пришел на работу, а в два ночи только первый раз поел, например».

Практические наблюдения и советы травматолога

«Советы пристегиваться в машине отнюдь не от большой любви к производителям ремней. По статистике, если вы покинули салон автомобиля через лобовое стекло, ваши шансы примерно 20%. На каждый такой совет конечно же найдутся сотни людей, у которых знакомый выжил только благодаря тому, что он был не пристегнут. Но вот пристегнутые чаще приходят сами, а не пристегнутых привозят и часто уже не увозят».

«По личным наблюдениям, максимальный этаж, с которого человек может упасть и выжить – пятый. Выше уже очень маловероятно. Хотя были случаи, когда человек выжил после падения с седьмого этажа».

© anews

«Помню, как Варламов писал про то, что шлемы для велосипедистов - зло. Также я помню своего коллегу, который лежал месяц в нейрохирургии с переломом основания черепа. (Был без шлема, конечно же). Вообще никогда не понимал велосипедистов, которые гоняют по дорогам без защиты. Я бы одевал их как мотоциклистов, в черепаху».

«Бег очень полезен для здоровья и вреден для коленок. Чтобы следить за одним и не убить второе, люди изобрели ВЕЛОСИПЕД. Ну или эллипс».

«Если у вас ни с того ни с чего заболели коленки, прежде чем выкладывать шесть тысяч рублей за МРТ, сходите за две к травматологу. В некоторых случаях это поможет сэкономить оставшиеся четыре».

«В РФ у вас всегда есть выбор отправиться в ОМС, а вот за границей это может стать критичным. Поэтому если вы едете кататься на лыжах или прыгать с парашютом, не жмите пару тысяч рублей за покрытие имплантата (в медицинской страховке. - Прим. ред). Иначе придется выкупать три места в аэрофлоте и возвращаться домой».

«Мой самый большой страх на отдыхе – это сломать ногу, я же реально знаю, чем это может закончиться для моего кошелька».