Айфон на крыльце и еда из морозилки: о жизни в США

Айфон на крыльце, подарки на чужой ДР и еда из морозилки. Екатерина Волошина рассказала нам, какие новые горизонты открылись ей после переезда в США. Уверены: о многом вы даже не догадывались.

Айфон на крыльце и еда из морозилки: о жизни в США
© pixabay.com

Я живу в США 2 года. Первым штатом, в котором я побывала, была Калифорния. Случилось это в 1996 году –большие впечатления для уроженки Советского Союза.

В 2014-15 я нанесла несколько визитов в Штаты, там обустраивался мой муж, решивший строить карьеру в Америке. В августе 2016 переехала и я. Сейчас мы все обитаем в прекрасной Алабаме – я, муж, дети, для хрестоматийной идиллической картинки только собаки не хватает (кошка уже есть, наша дочь помешана на кошках и мнит себя кошкой тоже).

Алабама – южный штат, со своей прекрасной фритюрной кухней, неповторимым акцентом и городом Мобил, в котором я и живу – месте, где впервые был проведен парад Марди Гра. Новый Орлеан в Луизиане более известен своим Марди Гра, но он более масштабный, зато наш Марди Гра – первый в истории!

Получается, что до переезда я бывала в США много раз, наверное, в 7-8 штатах, но только прожив здесь два года жизнью американки, могу сказать, что начинаю понимать и ценить эту страну по-настоящему. Пожалуй, не буду вдаваться в глобальные институции типа здравоохранения, образования, свободы слова и волеизъявления, ограничусь бытовыми зарисовками.

Представим, что я начинаю свой день и описываю, что меня могло удивить с утра и до вечера.

Безоценочность

Американцы невероятно безоценочны, есть здесь такое хорошее выражение non judging. Никаких осуждающих взглядов, а обсуждения в кругу коллег и знакомых случаются нечасто. Вообще, обсуждать кого-либо – дело редкое. Я могу заявиться на тренировку в фитнес-центр в шапочке для душа, леопардовых лосинках и ботфортах – народ, конечно, удивится, но виду не подаст. Шептаться или закатывать глаза – невежливо. Вот если ты в зале закуришь, к примеру, тебе твердо выразят недовольство. А то, как ты там самовыражаешься или как тебе удобно тренироваться для создания спортивного настроения – твое личное дело, и никто не вправе вмешиваться своим отношением. Люди смотрят на свои гантели и занимаются своим делом.

Как-то в наш центр привели группу студентов из Университета Южной Алабамы – плановый обход для новичков, познакомиться со всеми владениями на территории кампуса. Среди студентов были три девушки-мусульманки, в черных абайях и никабах – фигуры и лица закрыты полностью, открыты только глаза и кончики пальцев. Надо сказать, Алабама – штат в основном христианский, со своими многочисленными течениями и ответвлениями, я также видела синагогу, но ни одной мечети, мусульман в городе не так уж и много, поэтому появление девушек в зале, где лязгали железом и потели несколько десятков полуголых и мокрых от пота фитнесистов, было неожиданным. Все равно как если бы в косметическом магазине на полке между флаконами духов присоседился бы багет. Никто и ухом не повел. Никто не обернулся. Никто не проводил взглядом, не перешепнулся, не повел глазами – мол, смотри. Не твое дело, не мое дело. Если это не мешает тебе потеть на тренажере – это тебя не касается ни в прямом, ни в переносном смысле.

Уважение себя и окружающих

Свои права народ знает – равно как и свои обязанности по отношению к обществу, к народу. Люди очень дружелюбно настроены к соседям, коллегам, персоналу в магазинах, в качалке, где угодно. Не помню ни одного случая, чтобы мои дети, попросив разрешения погладить чужую собаку на прогулке, получили бы отказ. Всегда разрешат погладить (и не будут ворчать, что мол хорош, минуты хватит), наоборот, еще и расскажут биографию собаки, что она ела сегодня на завтрак и заодно спросят, как у нас дела. Смолл ток – это тоже уважение, приятная социализация. Со всеми. Негоже быть вежливым с боссом, к примеру, а с официанткой вести себя словно ты король мира, а она – неудачница, не закончившая колледж. Общение со всеми на равных – это еще и уважение к любому труду, уважение прав любого человека любого пола, возраста и с любым зароботком. Если ты будешь общаться с уборщиком сквозь зубы, тебя самого сочтут дурачком и выходцем из трущоб. У себя на кухне ты можешь быть кем угодно – снобом, расистом, ксенофобом, гомофобом. В обществе будь цивилизованным и милым, это правило.

Дни рожденья

По поводу дней рождений здесь уйма милых традиций. Во-первых, школа помогает социализации учеников. Если у твоих детей вечеринка по поводу дня рожденья, ты можешь передать учителю поздравительные открытки для всех учеников, учитель вложит открытку каждому ученику в так называемую «папку коммуникации». В папку вклыдваются домашние задания, записки от учителя, а также планы на месяц и неделю: напоминания о тестах, экскурсиях и прочем. Условие для приглашения только одно: оно должно быть для всех учеников класса. То есть, моя Дина не может сказать: мама, я дружу с Бруклин, Шейденом и Патрейшей и хочу пригласить только их. Нет. Либо ты высылаешь приглашения для всех 20 студентов класса, либо сама узнавай их контакты и приглашай всех самостоятельно. Школа будет способствовать только всеобщему празднику, избирательность в этом плане не приветствуется.

Кстати, приглашение автоматически распространяется и на братьев-сестер твоих одноклассников. Например, в прошлом году мой сын был приглашен на день рождения Зейдена, праздник проходил в роллинг-центре, катке с роликовыми коньками. Дину не с кем было оставить, пришлось взять ее с собой. Каково же было мое удивление, когда среди гостей я обнаружила не только половину одноклассников Марка, но и их братьев и сестер!

Вся развеселая братия каталась на коньках, ела пиццу, запивала колой и веселилась за здравие именинника. В конце вечеринки всем гостям раздавали подарки (эта милая традиция меня особенно трогает – гостям праздника часто раздают небольшие мешочки с подарками: конфеты, леденцы, мелкие пластиковые игрушки, браслетики и прочее), я взяла один, но тут вмешалась тетя именинника. Baby, сказала она мне. Baby, у тебя двое детей, тебе полагается два подарка. Я было заикнулась, что приглашен только один ребенок – взамен получила недоуменный взгляд. Меня искренне не поняли и, конечно, вручили два мешочка с подарками.

Кстати, на днях рождения еще и принято распаковывать подарки (одновременно это и знак, что вечеринка подходит к концу, после распаковки подарков пора по домам). Именинник распаковывает, родители вслух зачитывают пожелания в открытках, гости шумно расхваливают подарки. Даже если любящая бабуля подарила коробку цветных карандашей и пачку носочков (а именинник онемел от разочарования – он-то рассчитывал на набор «Лего» размером с Титаник или на Нинтендо) – все будут верещать от восторга и восхищаться удачным оттенком текстиля.

Безопасность

В Алабаме очень спокойная жизнь. Да, почти в каждом доме установлена система безопасности, часто видеокамеры наблюдения, но при этом нет сейфовых дверей. Входные двери простые, с одним замком, в большинстве случаев — наполовину стеклянные. В каждом доме два дворика – так называемый front yard, передний двор, и backyard, задний двор. Front yard открыт улице, никаких заборов и ограждений – только газон с кустами. Почтальон оставляет посылки прямо у порога на крылечке. Позвонит в дверь – мол, хозяева, бандеролька пришла, и отчаливает. В прошлом году мы заказали айфон – коробка с айфоном пролежала на крыльце целый день. На переднем дворе также находятся почтовые ящики, они тоже не запираются. Пару раз почтальон перепутал адрес и доставил нам чужую почту – я просто пошла к соседям, открыла их ящик и положила туда то, что нам доставили.

Задний двор более приватный, там может быть и бассейн и батуты для детей или качели. Там гриль, там проводятся вечеринки и барбекю, на заднем дворе можешь загорать голеньким – это твоя частная территория. Если на заднем дворе у тебя джунгли и все поросло чертополохом – на здоровье, а вот передний двор будь добр содержать в чистоте и порядке и газон стричь регулярно, иначе неухоженный газон может нарушать чувства соседей, а за это штрафуют.

На заднем дворе в каждом доме стоит большой мусорный контейнер на колесах, раз в неделю мы выкатываем его на передний двор, проезжает мусоросборочная машина, опустошает контейнеры, вечером мы закатываем контейнер обратно на задний двор. Мусор, кстати, не подлежит обязательной сортировке, но желающие могут сортировать и самостоятельно привозить свои банки-склянки, бумагу и пластик в recycling center, я именно так и делаю. Мусор ты сдаешь бесплатно, но мне доставляет удовольствие мысль, что я хоть что-то делаю для экологии, помогаю переработке.

Кстати, в моем фитнес-центре есть несколько залов (кардио-тренажеры, зал силовых тренажеров и пр.), в каждом – бесплатные локеры и просто открытые ячейки без дверей. В этих ячейках люди запросто оставляют мобильники, бумажники, ключи от машины и идут тренироваться. Я кладу в открытую ячейку сумочку со всеми кредитками, с телефоном – и к тренажерам. За два года ни разу ничего не стащили. То же самое – на пляже. Мы оставляем на пляжных креслах все вещи, те же телефоны и бумажники, и идем всей семьей купаться. Конечно, не все так радужно. Однажды ночью вскрыли мою машину прямо у моего дома, разворошили бардачок и стащили несколько долларов.

Ох, вот к этому сложно привыкнуть. Народ везде передвигается на авто. Гулять пешком – такого понятия практически нет. Гулять можно с собаками, или на пробежке, или совершать спортивную прогулку в спортивной экипировке с бутылкой воды в руке. Все остальное – на авто. Но здесь и нет общепринятой системы «магазин шаговой доступности», покупки совершаются в гипермаркетах, поэтому американцы затариваются продуктами в огромных количествах, в каждом доме стоит огромный холодильник, похожий на капсульный отель, плюс кладовки с запасом еды, твой персональный мини-маркет дома. Захотел шоколадку – пошел в кладовку. Захотел мороженого – открыл мини-комнату под названием холодильник.

Пешком гуляют на городских мероприятиях, наше любимое – это ежемесячный Art Walk. Художественные галереи в центре города открывают двери особенно широко, сервируют угощения, закуски, десерты и встречают горожан. Почти в каждой галерее еще и наливают: пиво или недорогие вина. Это условно бесплатно, принято положить доллар-два в банку Donations, но это необязательно. Атмосфера на Art Walk напоминает мне пионерлагерь для взрослых: народ гуляет по центру города со стаканами вина в руке, живая музыка, уличные артисты, фокусники, малый бизнес арендует палатки и торгует бижутерией, картинами, одеждой, художественные школы устраивают бесплатные мастер-классы, в общем, настроение самое благостное и веселое. Муниципалитет таким образом помогает развитию бизнеса и способствует артистическому образованию горожан.

Разнообразие замороженной еды просто немыслимое. В любом супермаркете ряды холодильников занимают чуть ли не четверть всего торгового пространства. Кроме замороженной рыбы, мяса и овощей-фруктов есть уйма видов замороженных гамбургеров (то есть целиком, булка, котлета и что там еще полагается в гамбургере), готовые замороженные завтраки-обеды-ужины (мясо с гарниром в одном пакете), в больших мешках или порциями на один прием. То есть, купил, кинул на сковородку разогреть – и готово. Еще есть забавные сухие омлеты в термочашках: в чашку нужно разбить яйцо, поставить на пару минут в микроволновку – и вот у тебя омлет с беконом, сыром, ветчиной и кусочками овощей. Еда разных национальных кухонь, уйма видов сахарозаменителей, куча видов масел, еда для аллергиков, безглютеновые продукты, обезжиренные... Количество разных товарных категорий в еде действительно впечатляет.

Дети и отношение к ним

К детям относятся как ко взрослым – объясняют, рассуждают, крайне редко я слышала разговоры с детьми на повышенных тонах и тем более окрики. Увидеть на людях подзатыльники или чтобы детей шлепали – ни разу. В рестораны ходят всей семьей – даже с малышами-грудничками, просто ставят переноску, не говоря уже о детях, которые могут сидеть: в любом ресторане есть высокие детские стульчики. Практически везде есть детское меню, а детям сразу приносят цветные карандаши (их можно забрать с собой) и листочки с загадками-шарадами или раскрасками. В общем, пока ждешь заказ, дети не скучают и не занимают себя битьем посуды.

Часто в школе детей поощряют сертификатами на бесплатный детский обед в ресторане. Разумеется, рестораны в этом заинтересованы, потому что ребенок придет с родителями, которые за свой заказ уже заплатят. Как-то мы пришли в ресторан с такими детскими сертификатами. Официантка взяла сертификаты, похвалила детей за отличную учебу, но этим дело не закончилось. Ближе к концу ужина к нашему столу подошла менеджер ресторана, подарила детям значки и произнесла короткую, но вдохновенную речь о том, как здорово, что дети отлично учатся, как это важно, и как круто, что мы решили прийти в этот ресторан, и как она счастлива этому факту. Конечно, это бизнес, но мне невероятно приятно видеть такой бизнес с человеческим лицом.

Да и вообще, многое из того, что я здесь вижу – это капитализм с человеческим лицом, а не со звериным оскалом. Ведь в этой стране живут люди. И бизнесом управляют тоже – люди.