Женщины, машины и виллы Адольфа Гитлера
«Лента.ру» заканчивает цикл статей, посвященных жизни диктаторов и их семей. В прошлый раз мы рассказывали о китайском вожде Мао Цзэдуне. С одной стороны, он был пламенным революционером, впитавшим тезисы большевистской культуры, с другой — сознательным традиционалистом.
Он писал стихи в классической китайской манере, хорошо знал китайские исторические тексты, занимался каллиграфией. В конце жизни товарищ Мао буквально обкладывался девушками. На этот раз речь пойдет о фюрере Третьего рейха Адольфе Гитлере, который ни в чем себе не отказывал, обожая жить на широкую ногу.
«Гостиная была обставлена хотя и относительно скромно, но мебелью особо дорогой и даже громоздкой: шкаф в три метра высотой и пять — длиной, монументальная застекленная горка, огромные напольные часы с бронзовым орлом, который, казалось, охранял их сверху. У гигантского окна раскинулся шестиметровой длины стол, где Гитлер подписывал документы, а позднее изучал карты фронтов.
Мягкая с красной обивкой мебель была скомпонована в две группы — одна, в задней части помещения, тремя ступеньками ниже, перед камином, другая — поближе к окну, вокруг круглого стола, столешница которого была прикрыта массивным стеклом», — так описывал обстановку любимой резиденции фюрера Третьего рейха его придворный архитектор.
Деньги любят счет
По словам приближенных к фюреру, одной из вещей, которые он больше всего любил, были деньги. Благодаря им он мог окружать себя неслыханной роскошью и покупать лояльность. До прихода к власти он тратил миллионы марок на подарки политикам и бизнесменам. Любивший жить на широкую ногу фюрер не забывал и о себе. Уже возглавив Третий рейх, он тщательно отслеживал поступления денег от продажи собственных сочинений и за распространение своих фотографий.
Гитлер практически не делал различий между собственными деньгами и средствами НСДАП, а также всего государства в целом. Строя резиденцию в Оберзальцберге и создавая собственную коллекцию произведений живописи, он без зазрения совести использовал бюджетные фонды. Поговаривали, что сам немецких вождь не платил никаких налогов, считая, что его состояние вообще не должно поддаваться учету.
На одной только продаже книг Mein Kampf он заработал около 7,8 миллиона рейхсмарок. Такие доходы легко объяснимы: в нацистской Германии литературный опус фюрера получала каждая пара молодоженов. Большие средства он получал и от ведущих корпораций ФРГ, промышленники не жалели денег на своего вождя.
Подайте фюреру машину
Гитлер, по праву считающийся самым кровавым тираном ХХ века, остался практически неизвестен как покровитель автомобильной промышленности и один из создателей самой популярной в мире машины. В 1934 году фюреру досталась машина рейхспрезидента Пауля фон Гинденбурга: 6-литровый роскошный лимузин Mercedes-Benz 24/100/140PS. Помимо этого, ездил Гитлер и на Mercedes-Benz 770, оснащенном 7,7-литровым двигателем мощностью до 230 лошадиных сил. Благодаря такому двигателю машина могла разогнаться до 170 километров в час, что превышало скорость многих гоночных автомобилей того времени.
К слову, с 1930 по 1943 год было выпущено всего 207 экземпляров Mercedes-Benz 770, семь из которых находились в гараже Гитлера. На Mercedes-Benz G4 фюрер принимал участие в парадах, приветствовал солдат вермахта, оккупировавших Австрию и Судетскую область Чехословакии, а также капитуляцию Франции летом 1940 года.
Из всего множества машин одна модель была создана по указу самого Гитлера. Речь идет о народном автомобиле — Volkswagen. Модель должна была быть недорогой, но при этом надежной и вмещать в себя четырех человек. В 1937-м такое авто появилось на свет. Однако массовое производство так и не стартовало: его переориентировали на нужды военной промышленности — позволить себе автомобиль немцы смогли только после окончания Второй мировой.
Культурный диктатор
Нацистская пропаганда немало внимания уделяла формированию образа Гитлера как уточенного, культурного и умного человека. Немалую роль в этом играли дома фюрера. В целом немецкий тиран работал в трех основных резиденциях: Старая канцелярия в Берлине, квартира в Мюнхене и доме Вахенфельд, который впоследствии получил название Бергхоф.
В апреле 1935 года The Daily Telegraph посвятила целую полосу новой квартире немецкого вождя в Мюнхене. Автор рассказывал о красивой цветовой гамме синего, золотого и белого цветов, «напоминающей об операх Вагнера», и мебели, со вкусом подобранной фюрером. В сентябре 1938 года британский премьер Невил Чемберлен встретился с Гитлером в этой самой квартире, где собрана прекрасная библиотека, живопись и скульптуры времен Ренессанса.
Домик в горах
В живописном курортном районе Оберзальцберг, расположенном рядом с Берхтесгаденом, в самом сердце Альп, на протяжении десяти лет вершились судьбы мира. В альпийской резиденции фюрера принимались решения об аншлюссе Австрии и заключении пакта о ненападении с СССР, здесь же с британским премьером Невиллом Чемберленом обсуждался судетский вопрос.
Начиная с 1933 года эта баварская резиденция фактически стала вторым центром государственной власти нацистской Германии. В 1920-х годах Оберзальцберг, живописный альпийский район в 120 километрах от Мюнхена, превратился в достаточно популярный горный курорт. В окружении фюрера вспоминали, что впервые Гитлер попал сюда еще в 1923-м, незадолго до «пивного путча», и буквально влюбился в это место. Потом он станет называть Оберзальцберг своей второй родиной. К слову, до Австрии — его первой родины, оттуда было рукой подать.
Вначале Адольф снимал здесь обычные комнаты в местных гостиницах. (Впрочем, потом эти места войдут в целый комплекс его баварской резиденции.) Разбогатев на продажах Mein Kampf, он смог позволить себе снимать отдельный дом — летний коттедж «Вахенфельд».
В то время Гитлер еще не был знаком всей стране, однако его уже стали узнавать как автора книги. В январе 1933 года все изменилось: после очередных выборов он стал рейхсканцлером и уже через полгода смог полностью выкупить «Вахенфельд», несмотря на то что сумма сделки была немалая — 40 тысяч марок.
Маленький летний домик начинают активно перестраивать под фюрера. «Только над двумя другими эскизами Гитлер работал с таким же усердием, как над проектом своего оберзальцбергского дома, — над Имперским боевым знаменем и над своим штандартом главы государства», — вспоминали биографы немецкого диктатора. Самая масштабная реконструкция прошла в 1935 году. «Гитлер заявил, что оплатит строительство из собственных средств, но это был не более чем красивый жест», — вспоминал придворный архитектор фюрера.
В 1936-м уже перестроенная резиденция вождя получила новое имя, которому было суждено войти в историю — «Бергхоф» («Горный двор»). Главным требованием фюрера было наличие огромного опускавшегося окна в гостиной. Из него открывался вид на Зальцбург и другие красивые места.
Стены гостиной были облицованы панелями из светлой лиственницы, в центре стояли красные кресла. Здесь фюрер любил обедать. Как впоследствии рассказывал его архитектор, прислуживали фюреру лакеи в белых жилетках и черных брюках — служащие личной охраны СС. Если для немецкого вождя готовили вегетарианские блюда, то его гостей обычно угощали супом, подавали им мясное второе блюдо, десерт и вино. После трапезы Гитлер и его гости по традиции отправлялись на прогулку к чайному домику, построенному внизу.
С каждым годом территория резиденции росла: к ней добавились несколько гостиниц и гостевой дом Hoher Göll, построенный для отдыха самых почетных гостей фюрера. На переговоры в резиденцию приезжали Чемберлен и бывший британский король Эдуард VIII, Муссолини и Антонеску, а также множество других союзников и противников Третьего рейха в предстоящей Второй мировой войне.
Для удобства гостей в Берхтесгадене построили новый большой вокзал. Огромный гараж, гостиница для гостей Гитлера, поселок для персонала росли как грибы. На 50-летие фюрера партия подарила ему «Кельштайнхаус» — небольшой домик на вершине почти двухкилометровой горы.
Добраться до него можно было только по единственной дороге, которая приводила к лифту, прорубленному прямо в скале. На строительство дороги ушло несколько десятков миллионов марок. Однако Гитлеру подарок не понравился: он побывал здесь от силы четыре-пять раз.
Активное строительство в 1930-е годы велось исключительно на поверхности. В окружении Гитлера были настолько уверены в безопасности резиденции, расположенной вдалеке от фронтов, в сердце Альп, что изначально даже не стали строить бункеры для Гитлера и его окружения. Однако, когда войска союзников уже появились в Италии, под резиденцией начали судорожно сооружать бункеры.
Работы велись вплоть до окончания Второй мировой. Общая площадь бункеров под «Бергхофом» достигла к маю 1945-го свыше 20 тысяч квадратных метров. Их смогли оборудовать всем необходимым для выживания высшего руководства Третьего рейха, однако воспользоваться убежищем так и не удалось.
Гитлер уехал из «Бергхофа» летом 1944 года в «Вольфшанце» и больше не вернулся в свою альпийскую резиденцию. Союзники разбомбили Оберзальцберг в апреле 1945-го. Печальная участь постигла и сам особняк: он сгорел и был разграблен. То, что осталось от самого комплекса, взорвали 30 апреля 1952 года, опасаясь, что он станет местом поклонения фанатов фюрера.