Войти в почту

Привычки, от которых избавились русские за последние 30 лет

Подавляющее большинство привычек русских, которые либо изжили себя после распада СССР, либо от них пришлось отказаться по иным причинам, были связаны с менталитетом и особенностями жизни советского человека.

Уверенность в завтрашнем дне

Отечественные психологи считают, что отвыкание от привычного ощущения постоянной заботы и «опеки» государства стало для русского человека одним из самых тяжелых потрясений после капитуляции советской власти – вместе с уверенностью в завтрашнем дне исчезли надежды на гарантированное бесплатное образование, здравоохранение и трудоустройство. Русский человек знал, что работа для него в СССР всегда и везде будет, даже если он относится к труду спустя рукава. В Советском Союзе было довольно много социальных гарантий, от отсутствия обеспечения которыми впоследствии было трудно отвыкнуть.

Стояние в очередях и «несуны»

Русский человек в течение всего периода существования СССР и еще долго после его распада привык стоять в многочасовых длинных очередях, которые перестали быть приметой времени только в последние десятилетия. Огромное количество продуктов и промышленных товаров народного потребления представляли собой дефицит, каждый гражданин постоянно что-то «доставал». На производстве, в организациях и учреждениях процветало мелкое воровство, а людей, которые тащили домой все, что попадалось под руку, окрестили «несунами». О «несунах» снимали художественные фильмы («В. Давыдов и Голиаф»,1985 год), про мелкое хищение на производстве упоминает даже Кот Матроскин, сообщая, что посылку с гуталином прислал его дядя, наворовавший ваксы на гуталиновой фабрике. Привычка к воровству по месту работы у русского человека была настолько в крови, что красть готовы были что и где угодно. Эрнст Неизвестный вспоминал, как принятый Юрием Любимовым шофер обошел театр на Таганке, всюду посмотрел, и заявил, что стащить отсюда нечего. Режиссер спросил, зачем ему воровать при хорошей-то зарплате. Но водитель все равно не согласился работать у Любимова. Дефицит провоцировал и мелкое уличное воровство. Однажды за рубежом Владимира Высоцкого задержал полисмен, увидев как тот перед заходом в дом, куда его пригласили, привычно снимает со своей машины «дворники» и зеркала заднего вида (в СССР их могли за считанные минуты свинтить, пока водитель отлучился). Высоцкий и подоспевшая на помощь Марина Влади долго доказывали правоохранителю, что Владимир Семенович не вор. Сегодня очередей за дефицитом нет, поскольку все можно купить, были бы деньги. И «несуны» ушли в прошлое – по той же причине. Да и воровать на предприятиях, оснащенных современной системой охраны, стало небезопасно.

На троих уже не соображают

Сценарист «Афони» Александр Бородянский изобразил в фильме привычную для русского человека картину: грузчик Федул и его напарник ищут третьего, чтобы купить и распить в обеденный перерыв бутылку водки. Подобный алкогольный триумвират объяснялся просто: стоимость поллитра была 2 рубля 87 копеек, если трое скидывались по рублю (именно в 100 копеек в среднем обходился скромный, но питательный обед в советской столовой), то еще оставались деньги на плавленый сырок. С подорожанием водки вопрос «Третьим будешь?» для русского мужика потерял свою актуальность.

Была привычка на Руси ночью слушать Би-би-си

Слушание «вражеских голосов» по радиоприемникам было не только повсеместным развлечением, но и способом добычи альтернативной информации. Заграничные радиостанции глушили спецслужбы, но интереса к ним такие меры не убавляли. О глушилках слагали анекдоты, деятельность Би-би-си, «Радио Свободы», «Немецкой волны» и других иностранных СМИ становилась достоянием народного фольклора. Известный автор и исполнитель Александр Галич упомянул о глушении Би-би-си в своей песне «О принципиальности». С развитием Интернета проблема с выбором информации значительно упростилась. Да и русская служба Би-би-си в радиоверсии на Россию уже несколько лет не вещает.

Битва за урожай

Поскольку Россия – государство с рискованным земледелием и сельскохозяйственный цикл в ней менее полугода, русский человек привык «биться за урожай», «не ждать милостей от природы». С отходом от плановой экономики и усложнением технологического процесса выращивания урожая, появлением гораздо более мощной техники, потребность в подобных авралах отпала.