Обратная сторона профессии: архитектор
Когда вы решили, что станете архитектором? Так получилось, что с раннего детства я занималась синхронным плаванием и произошла микротравма: она была несерьезная, но стала вестником перемен. В 13 лет я кардинально изменила род деятельности, увлеклась рисованием и за полгода подготовилась к вступительным экзаменам в школу при Санкт-Петербургской Академии художеств, в архитектурный класс. Что должен уметь человек, который хочет освоить вашу профессию? Во-первых, он должен быть фантазером. Во-вторых – свободным человеком. А еще – дисциплинированным. И, конечно, необходимо уметь рисовать. Без умения выразить на бумаге свои фантазии сложно. Я, например, очень жалею, что у меня нет возможности или я ленюсь рисовать регулярно, а ведь это прекрасно помогает развиваться, не засахариваться голове. Расскажите про самый любимый проект, над которым вы работали. Все проекты любимые, и, наверное, я не смогу выделить какой-то один. Сейчас я работаю сразу над несколькими проектами, жду появления новых любимчиков. Чем отличается процесс оформления ресторана от оформления других помещений? Процесс отличается тем, что стоят разные задачи, ведь у каждого проекта свои особенности. Мы понимаем, что в ресторане есть часть, которую мы видим, где сидят гости, а есть бэкстейдж – это кухня, кабинеты, склады, венткамеры и так далее. Их не видно, но без тщательно продуманной планировки теневой стороны ресторана не будет успешной и комфортной работа коллектива в зале. И это, конечно, отличается от проектирования жилья или офиса. У ресторанов есть разные форматы, у каждого свои задачи. В чем-то задачи похожи, а где-то они разные – в зависимости от того, делаешь ли ты маленькое бистро или заведение с высокой кухней. Почти в любом ресторане есть барная зона, всегда есть обеденные залы и входное пространство: гардероб, туалет. Набор слагаемых примерно один и тот же, но сумма у всех получается разная. Надо сделать пространство наиболее комфортным для посетителей и при этом учесть все пожелания рестораторов: обслуживать гостей максимально быстро, удобно и чтобы персонал им не мешал. И наоборот. Обязательно надо учитывать особенности освещения. Во-первых, свет должен быть функциональным – гостям нужно видеть, что они едят. Во-вторых, он должен быть нарядным и служить активным элементам декора пространства. В-третьих, сегодня век сэлфи и Instagram, все хотят выглядеть красивыми и нарядными и подавать себя при выгодном свете, в противном случае гость уже сюда не придет. Это неотъемлемая часть нашей сегодняшней жизни. Что делаете, когда нет вдохновения? Работаю. Если нет вдохновения для какого-то проекта, нужно сесть и заняться именно им. Как аппетит приходит во время еды, так и вдохновение появляется во время работы. Чем больше ты уделяешь энергии и внимания проекту, тем лучше конечный результат. Идея – это скелет, но на нее нужно нарастить мышцы, кожу, волосы, нанести макияж. Сегодня потребитель хочет видеть законченные, задекорированные, продуманные проекты: только тогда я могу считать свою работу выполненной и буду видеть это по эмоциям гостей. Помимо этого вдохновение можно искать в общении с людьми, в путешествиях – это все знают. Просмотр хорошего фильма, поход в театр... Но это такие вещи, которые стоит делать, чтобы у тебя было вдохновение всегда, нужно развивать свой внутренний мир. Не должно быть так: «Мне сегодня грустно, схожу в театр или кино». Нужно, чтобы твоя жизнь была насыщенной постоянно, тогда ты будешь правильно соблюдать баланс и распределять свое время между работой, учебой и отдыхом. С какими трудностями сталкивается архитектор? Архитектор сталкивается с тем, что его труд – одно из слагаемых общего успеха. У нас столько форс-мажоров, от которых зависит, будет проект или вообще нет, удастся ли его реализовать так, как задумано. Потому что твоя линия на чертеже – это всего лишь чернила, оставленные на бумаге, а в жизни – это деньги, большие или маленькие – зависит от задач проекта. Так что линия, проведенная по бумаге в масштабе 1:1, воплощается в реальные финансы. Конечно, ты сталкиваешься с клиентами, задачами, деньгами, сроками. Если бы все зависело от нас, то меньше проектов оставалось бы только на бумаге, все они бы реализовывались. Прибывать в таких обстоятельствах это хорошо, и плохо. Потому что есть много непрофессионалов, которые, к счастью, не всегда имеют возможности продвинуть свои проекты и мечты. Иначе мы жили бы в мире хаоса. Ограничения ведут к порядку! Существует ли стереотип о том, что архитектор – это «мужская» профессия, и если да, то сталкивались ли вы с ним? Да, существует. Регулярно сталкиваюсь с этим стереотипом. Ломаю его тем, что постоянно совершенствуюсь сама. Раньше мне часто приходилось слышать: «Вот эта девчонка будет нам что-то делать? Ну-ну, посмотрим». В жизни ты развиваешься, но и уровень задач растет вместе с тобой. То есть тебя все время проверяют на прочность в профессиональном плане, и в том числе, потому что ты женского пола. Постоянно приходится бороться с сексизмом. Но когда начинается реальная работа, довольно быстро все эти тучи недоверия рассеиваются. Что самое сложное в вашей работе? Иногда сложно остановиться, подчас ты просто улетаешь в творчество. То, что есть дедлайны и строгий заказчик, это хорошо, потому что ты должен ограничить свои желания и фантазию. Еще я сталкиваюсь с тем, что когда начинаешь использовать новые приемы или покупать особенные предметы интерьера хочешь все это себе, чтобы все это у тебя тоже было. Часто сложно выбирать. И, о счастье, что есть такие ограничители, как бюджет, клиенты и сроки. А самое классное? Самое классное, что ты доставляешь людям радость своей работой (я надеюсь, что мои проекты радуют людей), и главное – видишь ее результат. Получив хорошее образование и имея хороший вкус, насмотренность, ты можешь этим делиться. Я давно для себя сформулировала девиз: «Если вы не идете в музей, то музей идет к вам». И это я сейчас не про пафос и не про золотую лепнину, а про присутствие большого количества искусства, скульптур в моих проектах не самого простого для понимания и восприятия. Ведь не секрет, что в музеи мы все ходим реже, чем в рестораны. В этом и есть моя образовательная миссия. Через свои проекты я дарю все лучшее, что есть во мне.