Шпионские игры: известные тайные агенты
Кто они, прототипы Джеймса Бонда и Отто фон Штирлица? Кто из мировых знаменитостей работал на разведку?
В апреле 2019 года на прилавках книжных магазинов появится книга писателя Роберта Матцена «Нидерландка: Одри Хепберн и Вторая мировая война» («Dutch Girl: Audrey Hepburn and World War II »), которая расскажет о тесной связи знаменитой актрисы с нидерландским движением Сопротивления во время Второй мировой войны. Как стало известно в ходе изучения материалов, Хепберн работала напрямую с лидерами Сопротивления. В книге также будут приведены выдержки из дневника дяди актрисы, графа Отто ван Лимбурга Штирума, расстрелянного нацистами по обвинению в поддержке партизан.
Одри Хепберн встретила войну в 10-летнем возрасте. На тот момент она жила в Нидерландах: мать будущей звезды кинематографа надеялась, что здесь будет безопаснее, нежели в Великобритании, и в 1939-м семья покинула Туманный Альбион. Однако уже в 1940 году Нидерланды были оккупированы нацистской Германией. Во время оккупации Хепберн, занимавшаяся балетом, вместе с другими девочками устраивала представления, чтобы собрать средства для партизан. Если верить слухам, у Одри были и более сложные задания: несколько раз девочку могли рассекретить, но природное обаяние и смелость неоднократно спасали ей жизнь.
Тем не менее, даже по прошествии стольких лет мы не знаем всю правду о событиях тех дней: кто действительно был шпионом, какие задания он выполнял. Лишь рассекреченные документы позволяют нам хоть немного приоткрыть завесу тайны.
Звездные шпионы
Уолт Дисней
Всем известно, что Уолт Дисней подарил миру Микки Мауса и еще несколько десятков полюбившихся публике персонажей. Вот только параллельно с этим легендарный американский мультипликатор помогал ФБР бороться с «красной чумой» — проще говоря, выискивать на Голливудских холмах сторонников коммунизма.
Начиная с 40-х годов прошлого века Дисней сообщал любую подозрительную (как ему казалось) информацию Гуверу, возглавлявшему Бюро расследований, и его товарищам. Надо ли говорить, что стремясь сделать благое дело для любимой страны, мультипликатор разрушил карьеры многих актеров и режиссеров? Первый «черный список» видных деятелей Голливуда, которым из-за их коммунистических убеждений было запрещено заниматься кинематографической деятельностью в годы маккартизма, появился уже в 1947 году. Вплоть до 60-х годов неугодных режиму людей не допускали до съемок. Ситуация немного улучшилась, когда свет увидели две экранизации по сценариям Далтона Трамбо, также включенного в список врагов США, однако даже после этого многим профессионалам продолжали отказывать в работе.
Кэри Грант
Но не только коммунистов вытаскивали в Голливуде. Во время Второй мировой войны власти США искали среди актеров и режиссеров сторонников Гитлера, вербуя секретных агентов в рядах звезд первой величины. Одним из них стал Кэри Грант, — любимец всех женщин, воплотивший образ шпиона не только на экране, но и в жизни.
Одно из самых громких разоблачений, сделанных Грантом, — обнаружение связи между Эрролом Флинном, секс-символом 1930-х годов, с нацистами. Впрочем, связь эта вызывает немало вопросов: по сей день считается, что голливудского красавца могли просто оговорить.
Марлен Дитрих
Во время Второй мировой войны Марлен Дитрих блистала на импровизированных подмостках перед американскими солдатами, повторяя, что это ее вклад в борьбу с фашизмом. Примадонна с хриплым голосом пользовалась неизменным успехом у простых военнослужащих, а вот вышестоящее руководство ее, мягко говоря, не жаловало.
Согласно недавно обнародованным материалам ФБР, до того, как стать американской шпионкой, Дитрих и сама находилась под подозрением: все тот же Эдгар Гувер, в то время занимавший пост директора ФБР, считал диву, уехавшую из нацистской Германии в США, засланным казачком Гитлера. Дабы доказать свою правоту, он развернул секретную операцию, тщательно отслеживая каждый шаг звезды и просматривая всю ее переписку. Впрочем, никакой информации, подтверждающей «антиамериканскую деятельность» Дитрих, отыскать не удалось, зато в ФБР узнали множество пикантных подробностей о личной жизни певицы.
Официальное расследование длилось два года, вплоть до 1944, когда Дитрих предложила Гуверу свою кандидатуру на роль разведчицы. Миссия Дитрих заключалась в сборе информации, которую она должна была получать во время поездок на фронт, однако точные задачи, поставленные перед звездой, узнать нам не удастся: часть досье на нее была уничтожена в 80-х. Поговаривали, что Марлен должна была соблазнить самого Гитлера и убить его.
Фрэнк Синатра
Не секрет, что Фрэнк Синатра имел тесные связи с нью-йоркской мафией — этому нашлись и документальные подтверждения. Но вместе с тем известный музыкант сотрудничал и с ЦРУ. Как таковым шпионом он не являлся, зато его дочь Тина подтвердила: несмотря на то, что поведение Синатры порой выводили из себя Гувера, и его пытались упрятать за решетку, музыкант участвовал в транспортировке людей.
В данном случае популярность была превосходным прикрытием: Синатра летал на частных самолетах, потому взять с собой нужного властям попутчика не составляло для него большого труда.
Джулия Чайлд
Богиня кулинарии, сделавшая блюда французской кухни понятными и доступными для домохозяек всего мира, в годы своей молодости была шпионом. Говорят, что изначально Чайлд планировала идти на фронт и сражаться с оружием в руках, но отбор ей пройти так и не удалось. Тогда будущий автор знаменитых кулинарных книг решила попытать счастье в Управление стратегических служб.
Сперва ей досталась роль простого клерка, но уже вскоре Чайлд перевели в исследовательский отдел, где она помогала разрабатывать средства для отпугивания акул, а затем отправили в Китай и на Шри-Ланку — прослушивать и расшифровать засекреченные аудиосообщения. Там же она познакомилась со своим будущим супругом, Полом Чайлдом, который также работал на разведку.
Жозефина Бейкер
Один из ярчайших секс-символов 30-х, американо-французская джазовая певица Жозефина Бейкер охотно использовала свой статус звезды, чтобы помогать Сопротивлению и разведке. Благодаря своей экзотической внешности и танцевальному таланту, Жозефина с легкостью покоряла высокопоставленных чиновников, чтобы получить от них необходимую информацию. Певица записывала секретные сообщения невидимыми чернилами на своих нотах, благодаря чему удавалось вывозить людей в безопасные места.
Бейкер получила удостоверение летчика, звание лейтенанта, а после войны была награждена медалями Сопротивления (с розеткой) и Освобождения, знаком Военного Креста и, наконец, в 1961 году — орденом Почетного легиона. Она стала первой американкой, похороненной с воинскими почестями на территории ассоциированного с Францией Монако.
Гарри Гудини
Гарри Гудини — мастер трюков с освобождениями — так лихо пускала публике пыль в глаза, что умудрялся шпионить сразу для двух служб — Американской секретной службы и полиции Скотланд-Ярда.
Благодаря связям с сильными мира сего, Гудини, вращавшийся в высших кругах общества, подслушивал важную информацию, а затем передавал ее в соответствующие органы. К сожалению, всю правду о великом иллюзионисте из Будапешта пока так и не удалось узнать — уж слишком много воды утекло с тех пор.
Ян Флеминг
Автор романов о непобедимом шпионе Джеймсе Бонде и сам был связан с разведкой. Во время Второй мировой войны Флеминг работал в управлении разведки королевского военно-морского флота. Он участвовал в нескольких операциях, в том числе предлагал свой способ разгадки немецкой военной шифровальной машины «Энигмы».
С 1942 года Флеминг командовал подразделением «No. 30 Commando», цель которого состояла в захвате документов противника из бывших целевых штабов близ линии фронта, а в 1944-м курировал распределение разведданных между подразделениями королевского военно-морского флота при подготовке операции «Оверлорд». Неудивительно, что человеку с такой насыщенной биографией удалось написать культовые романы. Кстати, о книгах…
Кем же вы были, мистер Бонд?
Споры о том, кто же был реальным прототипом Джеймса Бонда, ведутся и по сей день. Специалисты по бондиане уверяют, что образ спецагента соединил в себе черты как минимум десятка британских разведчиков, с биографиями которых Ян Флеминг внимательно ознакомился. Не забыл писатель наградить героя и некоторыми собственными особенностями характера. Один из возможных прототипов спецагента под номером 007 — британский разведчик российского происхождения Сидней Рейли.
Помимо русского, он свободно изъяснялся еще на шести языках, отличался невероятной эрудицией и великим множеством белых пятен в биографии, которую он менял из раза в раз. Так шпион, изначально представлявшийся Георгием Розенблюмом из Одессы, внезапно превращался то в коренного ирландца, то во все же российского, но дворянина. Рейли умел найти выход из любой ситуации, с легкостью манипулируя людьми и крутя многочисленные романы. В его «копилке» не только работа с Черчиллем, но и подготовка покушения на Ленина. И даже после того, как в 1925 году британский разведчик был убит в московских Сокольниках, ходили слухи, что он перевербован ГПУ.
Но если ответ на вопрос о том, кто из спецагентов вдохновил Флеминга на создание Бонда, до конца не ясен, всем точно известно, как литературный герой получил свое имя. Джеймс Бонд действительно существовал, но был он вовсе не шпионом, а орнитологом. Настоящий Бонд появился на свет в 1900 году в Филадельфии. Он с детства проявлял интерес к птицам, работал в Академии естественных наук родного города и курировал местную коллекцию птиц. В 1936 году, будучи экспертом в области карибских видов птиц, Джеймс Бонд опубликовал книгу «Птицы Вест-Индии» («Birds of the West Indies»), ставшую первой работой, посвященной птицам этого региона. К слову, книга высоко ценится и в наши дни.
Флеминг, будучи человеком разносторонним, и сам любил наблюдать за птицами. Когда он жил на Ямайке, книга Бонда была его настольной энциклопедией. По признанию самого писателя, в тот момент, когда он задумался над именем для главного героя своего «Казино „Рояль“», его взгляд упал на титульный лист определителя. Имя автора показалось Флемингу идеальным: оно было настолько обычным, насколько это возможно, и в то же время запоминающимся. Говорят, что сам орнитолог изрядно возмутился, когда узнал, в честь кого был назван персонаж: дескать, между ним и мужчиной в костюме с сигарой во рту и вереницей красоток, которых он менял как перчатки, не было ничего общего. Но со временем настоящий Бонд сменил гнев на милость. В 1964 году состоялась их личная встреча с Флемингом — на Ямайке. Орнитолога поразило, насколько хорошо Флеминг разбирался в птицах, а сам писатель подарил Бонду на прощание свой новый роман о сами-знаете-ком с подписью: «Настоящему Джеймсу Бонду от похитителя его личности». Кстати, книга орнитолога все же засветилась в кино: в двадцатом фильме Бондианы «Умри, но не сейчас» герой Пирса Броснана появляется на Кубе с тем самым определителем.
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!
Кто был реальным прототипом «советского Джеймса Бонда» — вопрос не менее спорный и увлекательный. С большой долей вероятности, Юлиан Семенов объединил биографии нескольких шпионов, поскольку вряд ли одному человеку удалось бы воплотить в жизнь все подвиги экранного супергероя. В свое время в интервью журналу «Дон» Семенов обмолвился, что создавал Штирлица по образу и подобию «одного из первых советских разведчиков, которого Дзержинский, Постышев и Блюхер заслали в оккупированный японцами Владивосток». Говорят, что звали его «товарищ Леонид», а рассказы о нем писатель слышал от старших знакомых — людей в форме. В числе прочих прототипов назывались Александр Коротков, Ян Черняк, Лев Маневич, Николай Кузнецов, Зорге и Абель.
В числе первых прототипов вполне себе мог быть один из создателей советских разведывательных служб, работавший под псевдонимом Исаев. 1921 года Симха-Янкев Гершевич Блюмкин, он же Яков Григорьевич Блюмкин, под видом ювелира посетил Ревель (нынешний Таллин), где выявил связи работников Гохрана с представителями других стран. Ничего не напоминает? Верно: сюжет лег в основу книги «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
Не исключено, что свои черты молчаливому спецагенту подарил и Вилли Леман, гауптштурмфюрер СС, сотрудник IV отдела РСХА. В 1936 году он был завербован советской разведкой (то ли добровольно, то ли за крупную денежную сумму — тут данные разнятся) и занимался противодействием советскому промышленному шпионажу. Леман был арестован и расстрелян в 1942 году, когда его радист под действием наркоза обмолвился о связи с Москвой. Еще одним прототипом Штирлица мог стать Исай Исаевич Боровой, работавший в ведомстве Гиммлера. В 1944 году он был арестован в СССР.
А еще существует легенда (вполне вероятно, что это чистая правда), будто бы Леонид Ильич Брежнев, которому очень понравился фильм «Семнадцать мгновений весны», призвал наградить Штирлица за заслуги перед отечеством — так Вячеслав Васильевич Тихонов стал Героем Социалистического Труда. Так что похоже, нам никогда не узнать, с кого же Семенов списывал своего героя. Но столь ли это важно, ведь взамен у нас есть прекрасные книги и изумительные киноленты?