Ветеринар, который изобрел автомобильную шину
Джон Бойд Данлоп, британский врач-ветеринар, вошел в историю вовсе не как доктор для животных, а как человек, который придумал и запатентовал один из важнейших элементов автомобиля — пневматическую шину.
Джон вместе со своим братом Джеймсом владел одной из самых крупных ветеринарных клиник в Ирландии, но не ограничивал свой круг интересов только животными. В частности, Данлоп очень любил ездить на велосипеде, прогулки на этом транспортном средстве были рекомендованы и его маленькому сыну после болезни.
Все бы ничего, да комфорта в таких прогулках было маловато: колеса велосипеда были жесткими и ездить по ухабам и дорожкам, посыпанным гравием было крайне неприятно. Уж слишком “отдача” от седла мучила.
Тогда в голову ветеринару пришла мысль усовершенствовать конструкцию. Данлоп обратил внимание на то, что старый трехколесный велосипед сына, оснащенный шинами, гораздо удобнее, да и катиться может дольше, чем транспорт с металлическими или обычными резиновыми колесами.
Ветеринар в качестве “сырья” для шин использовал медицинскую грелку. Он разрезал ее не полосы, склеил из них длинную трубку и надул ее. В ободе колеса велосипеда Данлоп сделал канавку и надел на него получившуюся надутую шину.
Ради работы над своим изобретением, ветеринару пришлось оставить на время свою основную деятельность. Зато он смог усовершенствовать свой проект. Камеру Данлоп обмотал прорезиненной парусиной, получив так называемый “бандаж”, который потом переделали в знакомую нам покрышку.
Поначалу изобретение Данлопа восприняли в штыки, говорили, что его “мягкое колесо” нужно только для неженок и женщин. Однако, преимущество “шины” над голыми колесами вскоре стали очевидны. В октябре 1888 года Данлоп запатентовал свое изобретение. И мог использовать свои надувные шины для оснащения ими велосипедов и легковых автомобилей.
Уже через год в одной из престижных велосипедных гонок победил спортсмен, транспортное средство которого было оснащено шинами.
Использование шин для автомобилей на постоянной основе началось только спустя два десятилетия после изобретения Данлопа. Все это время они подвергались усовершенствованиям.
Но в 1890 году патент Данлопа вынуждены были отозвать: неожиданно выяснилось, что еще в 1846 году некий инженер Роберт Уильямс Томпсон уже получил патент на шину из прорезиненной ткани. Его разработка была довольно примитивной и хрупкой, и вряд ли ее можно было бы реально применять.
Кстати, Данлоп узнал о своем конкуренте уже гораздо позже того, как сделал свою шину. И именно имя ветеринара-изобретателя ассоциируется с появлением и началом применения надувной шины.