Почему Сталин не ладил с сыном Яковом

Отношения Сталина с своими детьми никогда не были легкими. Он не терпел неповиновения даже от самых близких людей, и на его снисходительность рассчитывать не приходилось. Однако отношения с Яковом Джугашвили, сыном от первого брака с Екатериной Сванидзе, стали настоящей драмой. В чем причина?

Почему Сталин не ладил с сыном Яковом
© wikipedia

Яков родился в 1907 году и воссоединился с отцом лишь в 1921 году, когда ему было 14 лет. Его вырастила сестра матери, так как последняя скончалась, когда мальчику не было и года. Все это время Яков не знал отца, занятого революционной борьбой. Да и для Сталина застенчивый и замкнутый подросток, плохо владеющий русским языком, оказался чужим.

Хотя по воспоминаниям друзей по подполью, Сталин любил Като и на похоронах бросился в могилу вслед за гробом жены.

Яков чувствовал себя не слишком уютно в новой семье отца, где уже родился Василий Сталин. Но Надежда Аллилуева приняла пасынка тепло и старалась о нем заботиться. Сталин же называл сына волчонком. После окончания школы Яков женился на своей однокласснице Зое Гуниной, дочери священника, чем страшно разозлил отца. После крупной ссоры Яков выстрелил в себя, однако ранение не было смертельным. Поступок Якова лишь обострил конфликт. Сталин посмеялся над меткостью сына, а в письме к Аллилуевой назвал его шантажистом и хулиганом, с которым у него нет ничего общего.

Яков с женой уехал в Ленинград, что опять не понравилось отцу. Там родилась дочь, которая скоро умерла, и брак распался. Сталин мечтал о военном карьере сыновей, но Яков окончил Московский институт инженеров транспорта. От гражданского брака с Ольгой Голышевой родился сын Евгений, а от брака с балериной Юдифью Мельцер — дочь Галина. После самоубийства Аллилуевой отношения отца и сына стали совсем прохладными, так как мирить их было уже некому. Жен сына, как и своих внуков, Сталин не сильно жаловал, а Якова считал слабовольным.

Но 1937 году Яков все же исполнил желание отца и поступил в Артиллерийскую академию РККА, которую и окончил в 1941 году. О том, чтобы остаться в тылу, не было и речи. И уже с 27 июня 1941 был командиром артиллерийской батареи. За бой под Сенно был представлен к награде, но при выходе из окружения возле Лиозно попал в плен.

Факт плена подтвердился только много после войны. Некоторые даже были убеждены в немецкой провокации. Но Светлана вспомнила разговор с отцом, который признался, что немцы действительно предложили обменять Якова на кого-нибудь из своих. На это Сталин заявил, что торговаться не будет и добавил, что на войне как на войне. А вот подтверждения фразы Сталина «Я солдата на фельдмаршала не меняю», якобы сказанной на предложение обменять пленного Паулюса на сына, нет. Жуков позже говорил, что Сталин заранее был убежден, что Якову из немецкого плена не выбраться.

Два года Якова переводили из одного лагеря в другой. От сотрудничества с немцами он отказался, но сам плен все равно считался позором. Как будто зная реакцию отца, Яков на одном из допросов сказал, что жалеет, что не успел застрелиться, пока был в окружении.

После известия о Якове его жена Юдифь была на полтора года арестована — статус невестки вождя ее не спас. Лишь когда Сталин узнал о гибели сына при попытке побега и достойном поведении в плену, он сменил гнев на милость и Юдифь освободили.

На много лет имя Якова, так же как и имя Екатерины, было окружено молчанием в семье Сталина. Тем более, что родня любимой Като уже была расстреляна. Лишь в последние годы Сталин начал вспоминать революционную юность, первую жену и забытого сына.