Войти в почту

Отчаянно смелые: первые Герои Советского Союза – кто они?

Ровно 85 лет назад, 16 апреля 1934 года в СССР была учреждена новая высшая государственная награда — звание героя Советского Союза.

Кем были первые Герои Советского Союза
© ТАСС

В сегодняшней России высшей государственной наградой является звание Героя Российской Федерации, зачастую называемое просто «Герой России». Эта награда – прямая наследница звания Героя Советского Союза, высшей степени отличия, которую мог заслужить гражданин СССР. А введена эта высшая советская государственная награда была в 1934 году специально для того, чтобы отметить выдающихся участников операции по спасению челюскинцев.

Участников полярной экспедиции 1934 года, оказавшихся на льду после того, как пароход «Челюскин» раздавили льдины, спасти можно было только одним способом – эвакуировав на самолетах. Никакой пароход не смог бы оперативно пробиться через ледяные преграды, а челюскинцы не были готовы к долгой зимовке. Уникальная для своего времени операция заняла месяц с небольшим.

5 марта к потерпевшим бедствие пробился первый самолет, которым управлял летчик Анатолий Ляпидевский: он вывез 12 женщин и детей. Следующего самолета пришлось ждать месяц: только 7 апреля до челюскинцев добрались летчики сводного авиаотряда, который занялся эвакуацией. 13 апреля с полярных льдов сняли последнего зимовщика поневоле. А уже через три дня Центральный исполнительный комитет СССР – на тот момент высший орган государственной власти в стране – своим постановлением ввел новое звание «Герой Советского Союза».

Челюскинская семерка

Первыми новой высокой награды 20 апреля 1934 года удостоились семеро летчиков-участников операции по спасению челюскинцев: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Николай Каманин, Василий Молоков, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнев и Иван Доронин. Никаких специальных знаков никто из них не получил: тогда Героям Советского Союза полагалась только грамота от ЦИКа.

Правда, присвоение высшей степени отличия сопровождалось награждением орденом Ленина – до тех пор самой высокой наградой СССР, но таких орденоносцев в стране был уже не один и не два. Зато картина торжественной встречи спасенных челюскинцев и их спасителей в Ленинграде и Москве известна, пожалуй, каждому: по узким старым улицам едут открытые машины, из которых машут руками бородатые люди, а с крыш и балконов на них сыплются тысячи праздничных листовок.

Летчики-рекордсмены

После «челюскинской семерки» высшую награду получили еще четыре летчика. 28 сентября 1934 года легендарный пилот Михаил Громов удостоился высокого звания за рекордный по дальности полет по замкнутому маршруту. Этот полет занял у Громова и его экипажа два дня, а покрытое расстояние составило более 12 000 км. Такое достижение вывело Михаила Громова, и без того пользовавшегося славой одного из лучших советских пилотов, на первую строчку этого списка.

© ТАСС

Фото: Герой Советского Союза летчик Михаил Громов

Спустя почти два года, 24 июля 1936 года высшей награды были удостоены сразу трое летчиков: командир экипажа Валерий Чкалов, штурман Александр Беляков и второй пилот Георгий Байдуков за рекордный перелет через Северный полюс в США. Именно этот полет позволил Чкалову потеснить Громова с вершины летной славы и оставаться там до самой гибели в декабре 1938 года во время испытаний истребителя И-180.

Военные, вернувшиеся из Испании

Указом ЦИК СССР от 31 декабря 1936 года звания Героя Советского Союза были удостоены 17 бойцов и командиров Красной Армии – это было первое награждение профессиональных военных.

Все награжденные были добровольцами-участниками Гражданской войны в Испании: Советский Союз оказывал военную помощь республиканскому правительству не только техникой, но и военными специалистами.

Среди награжденных высшей наградой было 11 летчиков и 6 танкистов: именно эти высокотехнологичные воинские специальности были наиболее востребованы в испанской армии. Всего же за подвиги, совершенные в рядах испанской республиканской армии и интербригадах, высшей награды СССР удостоились 60 человек.

Первые иностранцы – Герои

В декабрьском указе 1936 года впервые были награждены высшей наградой иностранные граждане: летчики болгарин Волкан Горанов и итальянец Примо Джибелли. Волкан Горанов – псевдоним болгарского профессионального военного, летчика Захари Захариева, который после политического процесса против него в 1931 году эмигрировал в СССР, воевал в Испании в рядах 1-й интернациональной авиационной бомбардировочной эскадрильи, в годы войны руководил подготовкой гражданских летчиков, а в 1944 году вернулся на родину и продолжал службу до 1973 года. Примо Джибелли тоже был эмигрантом: он переехал в Советскую Россию в 1921 году и с тех пор служил в советских ВВС. Он воевал с басмачами в Средней Азии, спасал рыбаков на Азовском море, отправился добровольцем в Испанию и скончался после мучительных пыток, которым подвергся в плену у франкистов.

© ТАСС

Фото: 1 августа 1922 г. Авиатор Примо Джибелли в кабине учебного самолета на аэродроме в Зарайске.

Посмертно награжденные

По результатам боев в Испании впервые в истории высшей государственной награды СССР были удостоены представители иного, чем ВВС, рода войск – танкисты.

Их было шестеро. Двое – Поль Арман (под этим французским псевдонимом скрывался латыш Пауль Тылтынь) и Дмитрий Погодин – лично получили награды. А Сергей Быстров, Павел Куприянов, Семен Осадчий и Николай Селицкий не дожили до этого дня.

Стоит отметить, что Семен Осадчий, который в Испании был известен под псевдонимом Симон, получил высшую награду в том числе и за то, что совершил первый в истории танковый таран.

В указе от 31 декабря 1936 года впервые были упомянуты награжденные высшей наградой посмертно. Почти половина награжденных – 8 человек – не дожили до присвоения высокого звания. Помимо летчика Примо Джибелли и героев-танкистов, в числе первых посмертно награжденных были также летчики Владимир Бочаров, Петр Десницкий, Константин Ковтун и Сергей Тархов.

Первый моряк – Герой Советского Союза

Военная помощь Советского Союза республиканскому правительству Испании позволила добиться высшей степени отличия и первому моряку – капитану третьего ранга Ивану Бурмистрову.

С февраля 1937 года по апрель 1938-го он под псевдонимом Луис Мартинес последовательно командовал тремя испанскими подводными лодками С-6, С-1 и С-4. Правительство Испанской республики ходатайствовало перед правительством СССР о награждении героя, и ходатайство было удовлетворено.

То, что он достоин высочайшей награды, Иван Бурмистров подтвердил и в годы Великой Отечественной войны, когда в должности командира дивизиона подводных лодок на Черном море руководил эвакуацией людей и грузов из Феодосии, Ялты и Севастополя.

Первые женщины – Герои Советского Союза

Первыми советскими женщинами, удостоившимися высшей государственной награды, стали летчицы Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. Указ об их награждении ЦИК СССР издал 2 ноября 1938 года, после того, как закончился рекордный по дальности перелет женского экипажа на самолете АНТ-37 «Родина». Примечательно, что этот полет едва не окончился трагедией: когда самолет был уже на подходе к берегу Охотского моря, горючее оказалось на исходе. Тогда командир экипажа Валентина Гризодубова приказала Марине Расковой прыгать с парашютом, чтобы обеспечить ее спасение: при вынужденной посадке расположенная впереди штурманская кабина наверняка была бы раздавлена. Но если приземлившийся в болоте самолет нашли всего через восемь дней, то Марина Раскова блуждала по тайге все десять и чудом осталась жива.

© ТАСС

Фото: Беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток. Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова

Первые полярники – Герои Советского Союза

22 марта 1938 года высшей степени отличия были удостоены участники первой высокоширотной советской экспедиции – зимовщики полярной станции «Северный полюс-1»: начальник станции Иван Папанин, радист Эрнст Кренкель, гидробиолог-гидрограф Петр Ширшов и геофизик Евгений Федоров.

Девятимесячная эпопея сделала папанинскую четверку одними из самых знаменитых людей в Советском Союзе, а исследовать Арктику после этого захотели тысячи молодых людей! Кстати, Иван Папанин успел до войны стать дважды Героем Советского Союза: вторую награду он получил 3 февраля 1940 года за участие в дрейфе ледокольного судна «Георгий Седов» вместе с двумя другими полярниками – Виктором Буйницким и Иосифом Недзвецким.

Первые пограничники – Герои Советского Союза

Несмотря на то, что в предвоенном СССР положение на границах было более чем напряженным, первые пограничники удостоились высшей награды только в 1938 году.

Это были пятеро бойцов и офицеров Посьетского погранотряда Дальневосточного пограничного округа – того самого, который первым принял удар японских войск у озера Хасан. Трое – Гильфан Батаршин, Петр Терешкин и Иван Чернопятко – дожили до вручения награды, а Василий Виневитин и Алексей Махалин удостоились ее посмертно. Бои у озера Хасан стали одной из самых известных локальных войн 1930-х, а звания Героя Советского Союза за участие в них удостоились в общей сложности 26 человек, в том числе впервые – военные медики и инженеры.

Первые Герои Советского Союза в годы Великой Отечественной войны

В общей сложности до начала Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 636 человек, в том числе 144 – посмертно.

А первыми Героями Советского Союза в годы войны стали – можно сказать, традиционно – летчики. 8 июля 1941 года высшей государственной награды СССР были удостоены трое летчиков-истребителей 158-го истребительного авиаполка 41-й смешанной авиадивизии ВВС 23-й армии Северного фронта: младшие лейтенанты Михаил Жуков, Степан Здоровцев и Петр Харитонов получили награды за совершенные в первые дни войны тараны.

© ТАСС

Фото: Летчики-истребители Михаил Жуков, Степан Здоровцев и Петр Харитонов (слева направо), которым 8 июля 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Степан Здоровцев не успел получить свою награду: он погиб на следующий день после награждения. Михаил Жуков продолжал защищать небо Ленинграда до января 1943 года и погиб в схватке с девятью немецкими истребителями. А Петр Харитонов, тяжело раненый в 1941 году и вернувшийся в строй только в 1944-м, закончил войну, имея на счету 14 самолетов противника.