«Илья Мокрый» и «Илья Сухой»: почему ветхозаветного пророка почитают как божество

Библейский пророк Илия (Фесвитянин) жил в царстве Израиль в IX веке до н. э. и прославился многими деяниями. Он обличал греховного царя Ахава, был поборником чистоты веры и гонителем язычников. Он чудесным образом воскресил подростка, удерживал на земле засуху и однажды плащом из овчины разделил надвое реку Иордан. Пророк удалялся в пустыню для поста и молитвы и в конце жизни был взят Богом на небо живым, вознесясь на огненной колеснице.

Почему пророка Илью почитают как божество
© Кириллица

До Илии живым из этого мира был взят только допотопный пророк Енох. Согласно Священному Писанию христиан, именно два этих пророка явятся в конце времен, чтобы обличать отпавших от Бога и свидетельствовать людям об Истине.

Илья-сердитый и Илья-Держатель гроз

С пророком Илией у русских людей связано много поверий, преданий и даже суеверий. На Руси его называли Грозным Ильей, Ильей-Пророком, Громовержцем (видимо, по привычке замещая пророком языческого идола Перуна) и даже Держателем гроз («Русский народный календарь» изд-во «Олма-пресс»).

В мифологической картине вчерашнего язычника пророк ездил по небесам на огромной гремящей телеге, груженой бочками с водой, вызывая гром и посылая вниз молнии. Если бочки дырявились, на поля проливался дождь, – так причудливо в сознании неграмотного крестьянства откликнулась способность пророка низводить с неба огонь, к которой он прибегал, чтобы вразумить нечестивого Ахава.

Были «Илья-Сухой» и «Илья-Мокрый»

В Пскове и Новгороде пророка Илью почитали как сурового заступника веры, предавая ему черты могучести, сердитости и даже опасности.

Его почитание было связано с календарем сельхозработ – крестьяне помнили, что он оставил без дождя земли царя-безбожника и связывали с пророком погоду и урожайность полей.

Они чествовали не только Ильин день, но и Ильинскую пятницу – последнюю пятницу перед Ильиным днем. Считалось, что если в этот день начнется гроза, то урожай будет невелик. «Придет Илья – даст гнилья», – так считали на Псковщине.

А в Вологодчине почитали даже четверг перед Ильиным днём и делали в честь пророка особое блюдо – пироги с саломатой.

Храмы в честь Илии различались по функциям – был «Илья Сухой» и был «Илья Мокрый». К «Сухому Илье» бросались с мольбами о хорошей, ясной погоде, а «Мокрого» молили об осадках.

Илья молнии кидает – в черта метит

Историк Елена Львовна Мадлевская в книге «Русская мифология» пишет, что русские верили, что когда куда-либо попадает молния, это значит, что Илия видит на земле бесов и старается поразить их огнем. Если молния попадает в нечистого, тот погружается вглубь земли и может выйти оттуда вредить людям только через несколько лет.

Считалось, что черти в грозу прячутся под дубами и березами, на перекрестках или оборачиваются разными гадами – змеями, ящерицами либо рыбой и прячутся в водоемах. Поэтому в грозу запрещалось купаться, нельзя было кричать и петь, а следовало крестить рот – чтобы черт через рот не залез в человека, и того не убило небесным огнем. Крестьяне боялись, что прячась от Илии, бес может залезть в человека, у которого нет нательного креста, но при этом верили, что убитый во время грозы сразу отправляется в Царство Божье.

В грозу крестьяне не запускали в дом домашних животных, чтобы с ними не проникли черти. Закрывали окна и двери, зажигали перед образами лампадки, крестьянки покрывали голову платками и крестили стены дома, молясь Богу: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» Молились и пророку, с просьбой избавить дом от грома и огня..

Илья – небесный судья

Старообрядцы считали, что пророк Илия имеет возможность молнией карать богоотступников. В их до сих пор в ходу рассказ, по которому в деревне Лучинкино под Тюменью в 1932 году Илья-Пророк покарал одного из двух братьев, живущих по соседству, за то, что тот не только отрекся от Бога, но и стал глумиться над верой. Взяв однажды в руки икону Илии, он сказал брату, что идет «на игрище» разыгрывать пророка Илью.

Вскоре изба его сгорела от удара молнии, животные, принадлежавшие нечестивцу, погибли, а скот праведного брата, находящийся в ограде нечестивца, даже не пострадал.

На Ильин день пекли караваи и «ломали» улья

В Ильин день в России поспевали первые хлеба, а на юге часто уже заканчивалась жатва. Поэтому говорили, что «На Ильин день мужик копны считает». К этому дню старались закончить и сенокос – верили, что скошенное до Ильина дня сено – самое лучшее самое «сладкое».

В Ильин день пекли «новину» – каравай из нового урожая, который освящали в храме. А в тех местах, где сеяли озимые, в храм приносили зерно и освящали его перед посадкой.

На этот день считалось правильным начать осматривать пчелиные улья, чистить их и подрезать соты – «заламывать улья». Пчел же считали «Божьими работницами» и считали, что пчела может защитить от гнева Илии.

Без суеверий не обошлось

К Ильину дню крестьяне готовились заранее – окуривали дома ладаном и выносили в сараи блестящие предметы, отчего-то думая, что за «роскошь» Илия может их наказать – спалить дом. Было повсеместно распространено суеверие, по которому в Ильин день погасить пожар можно было только молоком.

Темные люди верили, что в Ильин день грех не только работать в поле, но даже выгонять скотину на пастбище, и считали, что пророк рассердится за это и отомстит. Более того – Илие умудрялись даже приносить жертвы, закалывая для этого то бычков, то барашков и называя их «ильинчиками». Под Петрозаводском колдуны-язычники в этот день закалывали красного нехолощенного бычка, под Пермью – теленка, под Вяткой – барашка или овцу, после чего мазали кровью животного лица и верили, что кости такого бычка помогут на охоте.

Сам Пророк Илья вряд ли был бы рад подобному поведению, так однажды в Изреельской долине близ древнего города Мегиддо собственноручно казнил жрецов, прислуживающих культу Ваала. Поэтому стоит все-таки разделять суеверия, которые придумывает сам человек, и почитание ветхозаветного пророка Илию, к которому следует обращаться только с молитвой.