Как Черчилль спас советский коньяк

Иногда каприз истории сталкивает в одном пространстве совершенно разных людей. Несмотря на сложные отношения между лидерами антигитлеровской коалиции — прежде всего, Иосифом Сталиным и Уинстоном Черчиллем — правила дипломатии и гостеприимства обязывали все стороны к корректному поведению.

Сталину была известна любовь Черчилля к армянскому коньяку, поэтому на всех встречах британского премьер-министра обязательно угощали коньяком и отправляли его в Англию как личный подарок. Но через некоторое время Черчилль заметил, что коньяк «Двин» стал менее вкусным, о чем и сказал Сталину. Генсек поручил выяснить, что произошло.

Так изменилась судьба Маркара Седракяна, которого можно смело назвать гением коньячного дела. Именно он во многом сделал армянский коньяк мировым брендом и лично создал 15 коньяков, в том числе и «Двин».

Ребенком он пережил геноцид армян в Османской империи, где потерял родителей. Воспитывался в детском доме, потом окончил Ереванский сельскохозяйственный институт. При этом уже во время учебы работал над созданием новых видов коньяка. В 1940 году Седракян стал главным инженером Ереванского коньячного завода.

С 1937 по 1947 годы создал такие коньяки как «Юбилейный», «Отборный», «Армения», «Арташат», «Ереван» и «Двин»

Но ни регалии, ни заслуги не спасли его от репрессий. Поводом для доноса стала книга национального поэта Егише Чаренца, который в 30-е годы был арестован и умер в тюрьме. Томик поэта Маркар Седракян держал в своем кабинете.

Седракяна арестовали, потом в конце концов отправили в ссылку в Одессу. И тут невольная просьба Черчилля оказалась кстати. Маркар Седракян смог вернуться в Ереван к любимой работе. Впоследствии он получил высшую награду от французского коньячного дома «Камю» и звание Героя Социалистического Труда.