Какую роль сыграли сестры Романовы во время войны
Нам мало известно о четырех прекрасных дочерях последнего императора России. Юные княжны считались воплощением красоты и элегантности при многих европейских дворах. Но на всех фотографиях, что дошли до нас, девочки запечатлены с грустными задумчивыми лицами. Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были настолько привязаны друг к другу, что придумали себе сокращение «О.Т.М.А.», соединив первые буквы своих имен. Этой монограммой подписывались письма и подарки.
Мать, императрица Александра Федоровна, воспитывала детей в очень строгих условиях. Девочки не были избалованными: они спали без подушек, каждое утро принимали холодный душ, жили в комнатах по двое, разделенные на «старших» и «младших» сестер. Семья Романовых жила в Царском Селе, дети были почти полностью изолированы от внешнего мира, не знали о событиях, происходящих за пределами резиденции.
Единственной возможностью вырваться из этой золотой клетки были публичные церемонии и военные парады. Дело в том, что каждая из сестер имела звание полковника. Все остальное — балы, театры, светская жизнь — в один момент перестало для них существовать: сначала война, а потом революция превратили царских дочерей в пленниц. Они покинули Царское Село лишь когда отправились в конечный пункт жизненного пути – в Тобольск и Екатеринбург.
19 июля 1914 г. Германия напала на Россию, началась Первая мировая война. Россия потеряла более 10 миллионов человек. Существенный вклад в развитие благотворительности внесла императорская семья. Многие дворцы по всей стране были отданы под военные лазареты. Даже в здании Зимнего дворца в октябре 1915 года был открыт лазарет на 1000 раненых, который назвали в честь цесаревича Алексея. В Колонном зале оборудовали огромную операционную, знаменитый Петровский зал отдали для послеоперационных больных, в других залах разместили палаты для раненых. При этом, почти все художественные ценности — картины, скульптуры — оставались на своих местах.
Сильная духом Александра Федоровна решила вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной пройти специальный курс и работать сестрами милосердия в лазарете. Они обучались у выдающегося хирурга, княгини Гедройц, по два часа в день и сразу же практиковались в госпитале. У них не было никаких привилегий, работали «как все», не подчеркивали свое особое положение. Окружающие отмечали, насколько вдумчивы и старательны императрица и княжны. После окончания обучения они стали хирургическими сестрами. За время войны царица ни себе, ни дочерям не сшила ни одного нового платья, кроме платья сестры милосердия.
Александра Федоровна распорядилась, чтобы Ольга и Татьяна поступили в отделение для низших чинов, указывая на их долг служить народу. Она сама работала в отделении для офицеров. Дочери поддерживали и разделяли взгляды матери на благотворительность. У великой княжны Татьяны Николаевны раскрылись способности хирургической сестры. Ее старшая сестра Ольга, более слабая здоровьем и нервами, решила работать в палатах, убирая за ранеными. Девушки занимались также чисткой и стерилизацией медицинских инструментов, перевязками, подготавливали белье и бинты. Так они трудились на благо народа, отдавая себя полностью изо дня в день на протяжении трех лет. Имена новоприбывших, описание ранений, записи об операциях и о перевязках стали их личным делом. В дневниках они писали о температуре и изменении самочувствия пациентов, о выздоровлении и выписке. Обе чувствовали ответственность за каждого солдата и офицера, доверенного им врачами.
Младшие дочери царя княжны Мария и Анастасия тоже принимали посильное участие в милосердной работе. Они навещали раненых солдат, шили белье, готовили бинты для отправки в лазареты. При этом очень сокрушались, что, будучи слишком юными, не могли стать настоящими сестрами милосердия, как Ольга и Татьяна. Также девочки занимались сбором пожертвований, пели и танцевали для раненных.
Сегодня высокий социальный статус обычно ассоциируется с гламурным блеском, фотосессиями, надменностью. А для Романовых императорский статус имел совсем другое значение - исключительное положение «обязывало» их быть чуткими, милосердными и скромными.