Правда и ложь о Раисе Горбачевой
Супруга первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева Раиса запомнилась современникам своими нарядами, постоянным присутствием в кадре рядом с мужем и, предположительно, излишним влиянием на "политику партии". Кто она была на самом деле и что из того, что о ней писали, было правдой, а что - ложью?
Детство в Сибири
Раиса Титаренко (такой была девичья фамилия Горбачевой) родилась в 1932 году в Западной Сибири, куда ее отец-железнодорожник переехал по работе вместе с семьей. Ее дед по материнской линии, богатый крестьянин, был расстрелян как троцкист за выступления против коллективизации, бабушка умерла от голода. По отцовской линии семья была победнее, бабушка была домохозяйкой, дед работал на железной дороге.
Золотая медалистка
Раиса действительно закончила школу с золотой медалью и без экзаменов поступила на философский факультет МГУ. В общежитии она познакомилась с Михаилом Горбачевым, учившимся на юридическом факультете.
Любовь к нарядам
Дизайнер Зайцев намекал, что одевает первую леди СССР. Западные СМИ предполагали, что ее наряды могли быть дорогими эксклюзивными костюмами от Ив Сен-Лорана. Это было неправдой: костюмы Раисе Горбачевой шили женщины-мастера в обычном московском ателье на Кузнецком мосту.
Назойливое присутствие в кадре
Роль первой леди традиционно важна для участия в официальных приемах, на которые гости привозят своих жен. Пока первые лица обсуждают политические вопросы, "первые леди", как это принято, участвуют в благотворительных программах. До Раисы роль "первой леди" выполняла Валентина Терешкова. Согласитесь, было бы странно, если бы роль первой леди при Горбачеве тоже исполняла Терешкова при наличии живой и вполне презентабельной жены? Западные СМИ сразу полюбили Раису, поэтому ее снимали постоянно.
Влияние на мужа
Раиса действительно имела влияние на мужа. Она активно поддерживала его прогрессивные для своего времени замыслы. Однако ГКЧП и последующий захват власти Ельциным не дал воплотить намеченные перемены в том темпе, в каком это планировалось делать. В отличие от мужа, Раиса свободно говорила на английском языке и могла общаться на нем без переводчика. "Скажем прямо, в культурном отношении она превосходила мужа. Это и сам Михаил Сергеевич понимал. Он её любил, ценил и, скрывать тут нечего, постоянно с ней советовался", - вспоминал впоследствии первый мэр пост-советской Москвы Гавриил Попов.