Фасон мужских усов типа «зубная щетка» шириной от 1 до 5 см больше всего известен благодаря двум историческим личностям – Чарли Чаплину и Адольфу Гитлеру. Ассоциации с фюрером Третьего рейха привели к тому, что такие усики вышли из моды. Однако до Второй мировой войны данное украшение лица часто можно было увидеть у мужчин по всей Европе. Не был исключением и советский полководец Георгий Константинович Жуков – человек, который едва ли не больше всех сделал для разгрома армии Гитлера.
Усы Жукова
Военная карьера Георгия Жукова началась в 1915 году, когда он был призван на Первую мировую войну. В годы Гражданской войны и после нее Жукова регулярно повышают в звании.
На снимке, сделанном в Москве в 1923 году, командир 39 Бузулукского полка Георгий Жуков позирует в буденовке, а у него под носом можно заметить характерные усы. Таким же будущий маршал предстает на групповом фото с красноармейцами в Минске через несколько месяцев.
Об Адольфе Гитлере в ту пору мало кто знал за пределами Мюнхена. А вот слава Чарли Чаплина была в расцвете. Недавно он снял фильм «Малыш», а в 1923 году на экраны вышла его новая режиссерская работа – «Парижанка». Оба фильма крутили в прокате и в СССР. Кроме того, во времена НЭПа в кинотеатрах постоянно показывали более ранние комедийные короткометражки мастера. Не случайно Владимир Маяковский в 1924 году призывал пролетариев «оттрудясь, развлекаться не чаплинской лентой» (стихотворение «Протестую!»).
Усы Чаплина стали одной из характерных примет времени во всем мире. Именно в 1920-е Чарли Чаплин начал несколько судебных тяжб, пытаясь противостоять повсеместному копированию своего образа.
Образ полководца
Также вероятно, что Георгий Жуков изменил свой образ для того, чтобы повысить свой авторитет в глазах подчиненных и стать похожим на прославленного Климента Ворошилова. Тот носил усики, близкие к «чаплинским», еще в годы Гражданской войны. В 1923 году Ворошилов был командующим войсками Северо-Кавказского военного округа. Впоследствии, впрочем, Жуков, часто контактировавший с Ворошиловым, отзывался о нем, как о «слабом знатоке военного дела».
Судя по мемуарам, написанным военачальником в 1960-х, назначение командиром полка было для него волнующим событием. Новую должность Жуков воспринимал как «почетную и ответственную», и, по всей видимости, связывал с ней большие надежды на дальнейшую успешную карьеру.
«Командир части, который хорошо освоил систему управления полком и способен обеспечить его постоянную боевую готовность, всегда будет передовым военачальником на всех последующих ступенях командования как в мирное, так и в военное время», — писал маршал.
Позднее Жуков вернулся к прежнему «безусому» внешнему виду унтер-офицера царской армии образца 1916 года. Когда именно он это сделал, точно неизвестно, однако на снимке 1920-х, на котором Георгий Константинович запечатлен со своей будущей женой Александрой, на его лице уже нет растительности.
В «Воспоминаниях и размышлениях» Жуков по понятным причинам мало уделяет внимания своей внешности или внешности окружающих. Впрочем, описывая Сталина, он отмечает, что вождь имел привычку «разглаживать усы» концом своей трубки.
Георгий Жуков и Чарли Чаплин
Не исключено, что если бы Георгий Жуков продолжил носить такие усы щеточкой, как у Чаплина и Гитлера, ему бы не удалось стать полководцем, ассоциирующимся в глазах советских людей с победой над фашизмом.
Впрочем, это только предположение. Тот же Чарли Чаплин успешно использовал свое сходство с Гитлером – его фильм «Великий диктатор» является образцом антифашистского кино.
Внешняя похожесть двух великих людей осталось мимолетным эпизодом истории, однако у них было и внутреннее родство, сходство силы духа и таланта, неважно, полководческого или кинематографического.
Наверно, не случайно в книге «Память сердца» можно найти следующую знаменательную фразу военного фотографа Евгения Халдея, чей снимок «Знамя Победы над рейхстагом» вошел во все учебники истории: «У меня два кумира: маршал Жуков и… Чарли Чаплин. Вот такой диапазон».