Как разоблачили советского экстрасенса Розу Кулешову, которая "видела кожей"

Эта женщина убеждала советских граждан в том, что обладает способностью "кожного зрения".

Могла ли экстрасенс Роза Кулешова "видеть кожей"
© РИА Новости

Несмотря на то, что сегодня научное сообщество не подтверждает существование кожно-оптического восприятия, многие до сих пор верят в способности Розы Кулешовой, которую считали первым экстрасенсом Советского Союза.

Кулешова родилась в 1940 году в деревне Покровка под Нижним Тагилом. Воспитанием девочки занималась бабушка: отец погиб на фронте, а про мать мало что известно. Когда бабушки не стало, у Розы развилась эпилепсия, из-за которой девочка смогла окончить только семь классов. Бросив школу по состоянию здоровья, Кулешова устроилась работать санитаркой в больницу.

В 20 лет Роза оказалась в кружке художественной самодеятельности, где занималась с незрячими людьми. На Кулешову произвело впечатление, как слепые читают сценарии с помощью шрифта Брайля. Она тоже решила изучить эту технику и очень в этом преуспела. Сначала девушка научилась различать большие рельефные буквы из детской азбуки, а затем ей под силу стало читать полноценные тексты. Любопытство и азарт Розы на этом не угасли, ей вздумалось читать обычные книги таким же способом. Кулешова практиковалась больше года, прежде чем смогла "читать" текст любой сложности в обычных книгах.

Через два года Роза попала в больницу с ангиной. Кулешовой сделали операцию по удалению миндалин, и пока она восстанавливалась, чтобы не скучать в палате, стала развлекать соседок тем, что "читала" с завязанными глазами кончиками пальцев книги. Пораженные увиденным пациентки тут же рассказали о способностях Розы профессору-невропатологу Гольденбергу. Тот решил провести собственный тест, вручив Кулешовой медицинскую карту со сложными научными терминами. С трудом, но Роза "прочла" несколько страниц. Свои наблюдения врач описал в научной статье. Конечно, "ясновидящей" тут же заинтересовались журналисты и простая советская публика. Кулешову приглашали выступать в цирке, она ездила на гастроли по всей стране: с завязанными глазами Роза кончиками пальцев или даже локтями и ступнями "читала" любые тексты, определяла цвет карточек, сложенных в плотном конверте.

Повышенное внимание к Кулешовой, которую посчитали первым советским экстрасенсом, не могло не заинтересовать ученых. Сначала они задались целью объяснить природу феномена Розы научным языком. Но вскоре после проведения многочисленных опытов стало понятно, что никакого феномена нет. Ряд экспериментов Кулешова проходила без особого труда, особенно те, что проводились с маской. Однако перед другими опытами пасовала и объясняла неудачи давлением со стороны скептиков. Говорила, что не может показать способности, когда в нее не верят:

"Я тогда совсем ничего не могу. Один раз меня в Академии наук показывали. Там ка-а-ак все зашумели, что я шарлатанка. Я растерялась, стою перед ними, уже не знаю зачем".

Самое громкое разоблачение Кулешовой в 1970-м опубликовала "Литературная газета". Роза в очередной раз участвовала в испытаниях, где ей предлагали в определенных условиях угадывать цвета светофильтров, не глядя на них. Она смогла назвать правильно только один из десяти. Более того, Тамара Ратанова, экс-сотрудник НИИ психологии, в котором проходил эксперимент, вспоминала, что Кулешова пыталась узнать у нее порядок чередующихся светофильтров:

"Когда мне надо было переводить ее из одной комнату в другую, она ко мне обратилась с такими словами, которые меня насторожили: "Выручай, подружка"".

Не справилась "экстрасенс" и со своим "коронным номером" - чтением вслепую. Как только между ней и страницей с текстом устанавливали плотный экран, она сразу переставала видеть, хотя в собственной маске демонстрировала отличные результаты.

Розу стали обвинять в том, что она просто-напросто подглядывает: ведь никто никогда не проверял, насколько плотно ее маска прилегает к носу. У доктора медицинских наук Зураба Кекелидзе, в свое время обследовавшего Кулешову, была и другая версия. Он считал, что девушка обладала эйдетической памятью: ей было достаточно мимолетного взгляда на страницу, чтобы запомнить содержимое. Он также рассказывал, что в ходе эксперимента Кулешову несколько раз просили отвернуться перед тем, как открывали книгу. Тогда дар чтения вслепую пропадал.

Вскоре после публикации разоблачения Розы Кулешовой не стало. Она умерла в 38 лет от кровоизлияния, вызванного неоперабельной опухолью мозга.