Иван Сусанин: раб или герой

Русский национальный герой Иван Сусанин, главный герой оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя", написанной по мотивам истории времен польской интервенции начала XVII века, воспевался официальной пропагандой при царизме в России как человек, отдавший жизнь ради спасения малолетнего царя Михаила Романова. Казенная пропаганда сделала свое дело - после революции 1917 года Сусанина часто воспринимали как "прирожденного раба", готового пожертвовать собой ради господина. "Рамблер" рассказывает, кем на самом деле был Сусанин.

Иван Сусанин: раб или герой
© Кадр из видео, опера "Жизнь за царя", Большой театр

Раб или герой

Главным подтверждением реальности истории о спасении малолетнего царя Михаила Романова и его матери от польско-литовских интервентов в 1613 году считается грамота, выданная в благодарность наследникам Сусанина царским домом в 1619 году.

"...Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти..."

Царские грамоты и указы, освобождающие потомков Сусанина от податей и дарующие прочие милости, выдавались также в 1633 и 1644 годах, в 1723 и 1724 годах, в 1731, 1741 годах, а также в 1767 года при Екатерине II. В XIX веке эта традиция продолжилась, только формулировки в тексте были изменены.

Вне зависимости от того, кто царствовал, Сусанины оставались важной частью монархического мифа, "народностью" в триединой формуле "православие, самодержавие и народность", созданной позже в пропагандистских целях графом Уваровым при Николае I. После революции большевики принялись массово сносить памятники Сусанину, как памятники крестьянского угодничества.

Мотивация подвига

Сусанину вовсе не нужно было рабски обожать царя, чтобы иметь мотивацию для своего подвига. К 1613 году Россия переживала смуту уже на протяжении 10 лет. Поляков и литовцев на Костромщине ненавидели без всякое связи с малолетним Романовым. В мемуарах одного из литовских вояк того времени описывается схожий подвиг крестьянина из Можайского района (Подмосковье), который также нарочно вел польский отряд к гибели вместо безопасной дороги, куда ему велили вывести.

"Проводнику отсекли голову, но страха нашего никто не возвратит.", -

записал он в своем дневнике. Представление об Иване Сусанине, бывшем на момент гибели, судя по всему, зажиточным вдовцом, как о "прирожденном рабе", связано исключительно с казенной царистской пропагандой и не имеет под собой оснований - ведь во всех странах и во все времена местные жители всегда ненавидели иноземных солдат.