Формула несчастья Альфреда Нобеля

Химик и инженер Альфред Нобель умер 10 декабря 1896 года. За год до этого, в ноябре 1895-го, он подписал завещание, оставив 31 миллион шведских крон (около 165 миллионов долларов) на поддержку науки. Благодаря этой сумме уже более века выдающимся научным умам вручается знаменитая Нобелевская премия.

Формула несчастья Альфреда Нобеля
© Вечерняя Москва

Вручают «Нобелевку» и за вклад в литературу и дело мира. Последней номинацией мир обязан женщине, сыгравшей в непростой личной жизни Нобеля особую роль.

Они прошли вдоль борта яхты. Он залюбовался ею — милой, уютной, пышной.

© Wiki

— Ах, Берта. Вот бы ты вышла за меня, а не за Артура!

— Мы бы оба страдали. Я тебя люблю, но как друга, — она погладила его по руке.

— А читала, что пишут? «Убийца Нобель хочет взорвать мир»? Таков твой друг!

— Да что они понимают! — вспыхнула Берта. — Глупости. Но знаешь, мне чертовски обидно, что когда-нибудь, когда ты будешь известен на весь мир и биографы будут по крупицам собирать твою биографию, они ничего не узнают ни об этом дне, ни о нас. И будут говорить, что ты не женат, потому что тебя отвергла дурочка Дезри!

Нобель рассмеялся.

— А ты все-таки ревнуешь, мой ангел. Не ревнуй. И Анна не была дурочкой. И я постараюсь сделать, чтобы о тебе все-таки знали...

Через несколько лет Нобеля не станет. Берта переживет его, как и мужа. Ее книгой «Долой оружие!» будет восхищаться Лев Толстой, Стефан Цвейг назовет ее пророчицей, и она войдет в историю как первая женщина, получившая Нобелевскую премию мира. Она окажется права: личные неудачи Нобеля всегда будут связывать с его романом с Анной Дезри, тогда как главной женщиной его жизни была, несомненно, Берта.

...Изобретатель Эммануил Нобель, ученый-самородок, выходец из шведской деревеньки Нобелеф, смолоду делал успехи в изобретательстве, что позволяло ему содержать семью в достатке. У них с женой было восемь детей, из которых выжило лишь четверо — Альфред, Роберт, Эмиль и Людвиг. В 1833 году, когда Альфред только появился на свет, семью Нобелей начали преследовать неудачи: отец «прогорал» на бизнесе.

Чтобы свести концы с концами, он наделал долгов. Но тут удача отвернулась от Эммануила вовсе. Спасаясь от кредиторов, он рванул сначала в Финляндию, а потом в Санкт-Петербург. Он полагал, что богатая Россия заинтересуется его взрывными минами. Андриетта билась с сыновьями одна, и семья воссоединилась лишь через пять лет, когда разработки Эммануила оценили. Теперь все Нобели жили в российской столице. Талантливый изобретатель обрел достаток и уважение, сыновья получали прекрасное образование.

Нелюдимый, но очень симпатичный Альфред к 17 годам знал пять языков, включая русский. Заниматься он планировал литературой, ибо с детства писал стихи, но отца такая перспектива не радовала. Чтобы мальчик взялся за ум, отец отправил его в двухгодичное путешествие по миру. Путешествие подарило юному Нобелю много интересных встреч, он даже поработал с ученым Теофиль-Жюлем Пелузой, изучавшим глицерин. Ну а в России наставником молодого химика стал знаменитый Николай Зинин. Под его руководством Нобель увлекся изучением тринитрата глицерина; эта научная работа и привела его в конце концов к изобретению динамита, которое сделало ученого знаменитым — его «рождение» было зафиксировано 7 мая 1867 года. Но писать Нобель будет до смерти, хотя опубликует лишь одну пьесу — «Немезиду», да и то ее тираж, кроме трех экземпляров, уничтожат по настоянию католической церкви.

В одном из салонов Санкт-Петербурга Альфред и встретил свою любовь. Влюбленности у него случались и раньше: он делал в воспоминаниях намеки минимум на двух барышень, пронзивших его сердце, но уж больно истории эти похожи на выдумку. Но теперь его сердце всерьез пленила датчанка Анна Дезри, чудом оказавшаяся в Петербурге. Она была умна и образованна, и это сыграло решающую роль: наконец Альфред мог поговорить с молодой дамой о чем-то серьезном! Нобель рассчитывал на взаимность, но его внимание к деталям сыграло решающую роль в этой истории: юноша заметил, что Анна расцветает, когда в салоне появляется Франц Лемарж — подающий надежды математик.

Так роман зачах, не начавшись, и итогом этой «истории ни о чем» стала болезнь и депрессия, которая, впрочем, относительно быстро окончилась. Но Нобель решил что создан для науки, но не для счастья.

Хотя вся его жизнь была связана со взрывами и огнем, Нобель смолоду тяготел к пацифизму. Он много ездил, ставил опасные эксперименты, наивно полагая, как и наш соотечественник, полузабытый сегодня ученый Филиппов, что человечество откажется от военных конфликтов, испугавшись возрастающей разрушительной силы оружия. Ученые были наивны... После ссоры с отцом, заподозрившим его в краже разработок по взрывателям, Нобель окончательно замкнулся. Недоразумение разъяснилось — они работали с отцом параллельно, сын просто опередил отца, но осадок от этой ссоры остался в его душе навсегда. Он ощущал запредельное одиночество.

Время шло. Как яркая звонкоголосая птичка, промелькнула в жизни Альфреда Нобеля актриса Сара Бернар. Завершить роман с ней посоветовала Нобелю мать Андриетта, полагавшая, что актеры — люди без души. После Сары он поставил точку в личной жизни. Но...

В 1876 году Нобелю было уже сорок с небольшим. Его парижская квартира-офис нуждалась в дополнительных руках, и он дал объявление: «Состоятельный джентльмен, проживающий в Париже, желает пригласить леди, владеющую языками, в качестве секретаря».

Приличная женщина на такое объявление откликнуться не могла, однако...

Берта Кински была из семьи именитой, но разорившейся: ее мать, овдовев, увлеклась рулеткой. В юности Берта мечтала о достатке, и они с матерью впутывались в невероятные истории, подбирая девушке жениха. Один оказался прохиндеем, другой — вруном, третий, старше на 20 с лишним лет, был отвергнут девушкой после поцелуя — она поняла, что ломать себя настолько не способна. Но финансовые дела семьи летели под откос, и очаровательная пышечка Берта устроилась горничной к дочкам именитого барона фон Зутнера, проживавшего в Вене. В семье ее полюбили, а сын барона Артур потерял от нее голову.

Влюбилась и Берта, и как! Теперь она стыдилась своей прежней страсти к развлечениям и нарядам, настоящая любовь перекроила ее. Но налицо был мезальянс, и хотя влюбленные три года скрывали отношения, правда выплыла наружу. Берте деликатно указали на дверь. Правда, мать Артура, сжалившись, показала ей объявление в одной из газет. И Берта дала телеграмму в Париж...

Нобель встретил ее на вокзале, и сердце его необычно дрогнуло. Он поселил ее в гостинице, оттягивая время, чтобы понять, не ошибается ли в выборе. Но они встречались каждый день и много говорили. Берта выложила ему все: и ошибки юности, и историю любви с Артуром. И он начал ей доверять. Она стала для него не просто секретарем и помощницей, а лучом света. Она понимала его с полуслова, жалела, выслушивала, появлялась, когда было нужно, уходила, если он хотел побыть один. И бесконечно говорила ему о том, как ценен мир без войны, заражая его еще большим пацифизмом. Ему нужна была такая жена! И он был готов сделать предложение, но Берта исчезла.

...Она понимала его чувства. И если бы Берта Кински была прежней, она и секунды не раздумывала бы: брак с Нобелем решал все ее проблемы. Но она любила Артура. И чтобы не обманывать бесконечно любимого по-дружески Альфреда, она собрала вещи, написала ему письмо и уехала в Вену.

Одиночество не имеет химической формулы... Даже будучи великим химиком, Альфред не мог бы совывести ее... Но он понял Берту и признал, что она права. Это сохранило их отношения. Нобель заявил, что всегда будет рад чете Зутнер, и они не раз гостили у него и даже отдыхали вместе с ним на яхте. Как и в тот памятный день…

Оказавшись как-то на курорте, Нобель проходил мимо цветочной лавки и отчего-то решил в нее заглянуть. Ему некому было дарить цветы, да и вообще аскет Нобель не был склонен к таким глупым тратам. Но девушка за прилавком, миловидная грубоватая простушка с вульгарными интонациями простолюдинки, чем-то привлекла его внимание. И на следующий день он зашел в лавку снова. Ее звали Софи Гесс. Он пригласил ее в ресторан, где она эпатировала официантов дурными манерами.

Но Софи пробудила в нем какую-то странную нежность и сострадание. Он то ли всерьез очаровался ее пустой простотой, то ли возомнил себя Пигмалионом. И вот уже для Софи был снят домик, и чопорная гувернантка принялась обучать мадемуазель хорошим манерам, стремясь развить в ней интерес к искусству и наукам. Затея оказалась пустой, но растянулась на долгие годы. Какое-то время он развлекал себя покупкой дорогих нарядов для своей Галатеи, выполнял ее прихоти, но затем начал отдаляться.

Когда стало известно, что Софи представляется везде как мадам Нобель, Альфред осерчал и попытался обуздать распоясавшуюся Галатею, отправив ей письмо: «Ты славная девушка, но ты действуешь мне на нервы...» Разрыв был неминуем.

Но Софи согласилась оставить ученого лишь в обмен на содержание. 150 тысяч франков усмирили ее пыл. В начале 90-х годов Софи стала женой наездника-венгра, который вскоре исчез, прихватив большую часть денег. Софи с дочкой остались «обременением» Нобеля.

А незадолго до этой истории Нобеля «похоронили заживо». Один его брат, Эмиль, погиб при взрыве на предприятии Нобелей еще молодым. Теперь, в 1888-м, умер Людвиг. Но газетчики что-то перепутали, и Альфред прочел некролог на самого себя. Некролог назывался «Торговец смертью мертв», и Нобель несколько дней ходил в потрясении. Тогда у него и сформировалась мысль об изменении завещания и премии. Он составил его в 1895-м, внеся в него пункт об учреждении премии мира; эту идею они обсуждали с Бертой в 1893-м в переписке. Берта к тому времени стала членом-учредителем «Бернского бюро мира» и координировала действия всех пацифистских групп Европы.

Через год после составления завещания Нобель умер от кровоизлияния в мозг. Ему было 63 года. Рядом с ним была лишь его прислуга.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

После смерти Нобеля Софи Гесс потребовала от его душеприказчиков выкупить у нее 216 писем изобретателя, шантажируя их тем, что в случае отказа обнародует некий компромат. Письма выкупили, взяв деньги из фонда премии, что породило шутку: наука могла быть богаче, если бы не одна цветочница. Альфред Нобель не забыл ее в завещании, положив ей годовые отчисления в полмиллиона шведских крон. Деньги позволили Софи безбедно жить до старости и дать дочери отличное образование.

С Бертой Нобель общался до самой смерти. Она стала лауреатом премии в 1905 году за роман «Долой оружие!», в котором описана судьба молодой женщины, пострадавшей от войн. Смерть мужа Артура Берта перенесла с трудом — она боготворила его. Яростная пацифистка Берта фон Зутнер скончалась 21 июня 1914 года в Вене, за полтора месяца до начала Первой мировой войны. Математики не получают премию не из-за неприязни Нобеля к математикам, а лишь потому, что он не принимал эту науку всерьез. Изначально она была в списках.

Читайте также: Российские ученые создали лекарство для лечения трех видов рака