Почему Рембрандт и да Винчи рисовали себя косыми

Явление доминирующего глаза может объяснить, почему Леонардо да Винчи и Рембрандт рисовали самих себя со смещёнными глазами.

Почему Рембрандт и да Винчи рисовали себя косыми
© Naukatv.ru

Предыдущее исследование показало, что известные художники страдали от нарушения зрения, называемого экзотропией. При экзотропии мозгу становится труднее использовать зрительные сигналы от обоих глаз, чтобы видеть мир объёмным. Мозг начинает полагаться на двумерные сигналы, чтобы увидеть глубину, и это даёт людям «плоский» взгляд на мир. Для художников работающих на плоских поверхностях, это становится преимуществом.

Однако используя тригонометрию и фотографии людей, смотрящих в зеркало, офтальмологи из Университета Джона Хопкинса пришли к выводу, что у Рембрандта и Леонардо да Винчи было не косоглазие, а доминирующий глаз.

При доминировании одного глаза мозг предпочитает зрительные сигнала от одного глаза другому. Поэтому, когда люди с доминирующим глазом пристально смотрят в зеркало (как, например, художники, наклоняющиеся, чтобы рассмотреть детали для написания автопортрета), они могут почувствовать, что у них есть экзотропия, даже если это не так. Например, исследователи обнаружили, что человек с доминирующим глазом, глядя в зеркало, ошибочно увидит, что более слабый глаз повернут наружу под углом 10,3 градуса. Этот угол согласуется с тем, как художники изображали самих себя на портретах.

Как экзотропия, так и доминирующий глаз могут иметь сходный «сплющивающий» эффект, который мог помогать да Винчи и Рембрандту мастерски переносить трёхмерный мир на плоских полотнах.