Почему герой Афганской войны ушел в монастырь

Судьба этого уникального человека поделена на две половины. Полковник боевой авиации, советник Президента РФ, отважный летчик, штурман — и православный монах. Валерий Бурков (монах Киприан) в Афгане потерял обе ноги, в монашестве он передвигается на протезах.

Почему герой Афганской войны ушел в монастырь
© Кириллица

Боевое прошлое

До 2016 года Валерий Бурков был мирянином, профессиональным военным. По рассказам самого Буркова, его отец служил авиационным штурманом. Валерий учился в музучилище, играл в группе. Но отец настоял, чтобы сын продолжил семейную традицию. Бурков окончил Челябинское авиационное училище штурманов, попал служить на Дальний Восток.

Отец Валерия Буркова к началу 1980-х командовал оперотделом ВВС Уральского округа, он полетел в Афганистан в 1981 году. Сын болел туберкулезом, но к моменту командировки «за речку» болезнь отступила, и он сделал все возможное, чтобы оказаться в Афгане. Бурков-старший погиб в результате Пандшерской операции — его Ми-8 сбили моджахеды. Валерию Буркову отказали в афганской командировке, отправили служить на Урал.

Спустя год после гибели отца в часть Буркова пришла разнарядка: в Афганистан нужен авиационный наводчик. С большим трудом ему удалось добиться отправки в ДРА.

За что будущий монах получил Героя

Валерий Бурков в интервью отечественным СМИ говорил, что он на боевые задания ходил вместе с мотострелками и десантниками, чаще всего в этих операциях нес на себе более чем 20-килограммовую рацию, не раз оказывался на волосок от гибели. Подразделение Буркова наводило на цели советские авиагруппы — это было главной их задачей. Случалось, они вызывали огонь на себя, обнаруживая душманский «схрон».

В апреле 1984 года в районе Пандшерского ущелья, неподалеку от места гибели отца, у пещеры, оказавшейся складом оружия моджахедов, разведчик Бурков наступил на мину. Правую ногу оторвало, левую раздробило. Осколком ранило в руку. «Вертушка» эвакуировала Буркова в госпиталь.

С ногами в итоге пришлось проститься, их ампутировали. Тем не менее Валерий Бурков, адаптировавшись после ранения, окончил военно-воздушную академию, служил в Главном штабе ВВС РФ, его воинское звание — полковник.

Будущий монах дважды был советником Президента — РСФСР (по делам инвалидов) и России (именно ему принадлежит идея провозглашения Международного дня инвалидов; празднуется с декабря 1992 года, утвержден Генассамблеей ООН) — первый раз до августовского путча, второй — после подписания Указа Михаила Горбачева о присвоении в октябре 1991 года Валерию Буркову звания Героя Советского Союза.

До 2016 года Бурков занимался политикой, писал и исполнял бардовские песни об афганской войне. Еще во время учебы в военном училище он женился, у Буркова есть сын.

Он был предпоследним

Последний Герой Советского Союза — кавторанг Леонид Соловков, моряк-спасатель. Звание ему было присвоено за выполнение спецзадания в 1991 году за день до официального распада СССР. Валерий Бурков был предпоследним, кто получил главную награду страны.

Воцерковление

Как говорил сам монах Киприан в интервью «Российской газете», он долго восстанавливался после ранения, учился ходить на протезах. В 1994 году по настоянию тети Гали ветеран Афгана крестился. Потом 5 лет сильно пил и только в конце нулевых полностью переменил свое отношение к жизни — духовник игумен Пантелеймон настроил отставного полковника на путь православия.

С 2011 года Валерий Бурков начал посещать богословские курсы. С этого времени он, по его же собственным словам, отдалялся от семьи — жены Ирины и сына Андрея. В 2016-м Бурков был благословлен на постриг в монахи, «изъят из прежнего мира», как говорит сам инок Киприан.

Сегодня он служит в монастыре одного из городов Киргизии. Примечательно, что духовный отец Макарий благословил носить Киприану звезду Героя Советского Союза на монашеском одеянии — «нужно проповедовать и подвиг, и монашество».