Как Маркс и Энгельс на самом деле относились к России

В советскую эпоху культ Карла Маркса и Фридриха Энгельса не уступал культу Ильича. Бородатые патриархи коммунизма были на всех знаменах трудящихся. Тем удивительнее, что отношение немецких философов к России было совсем не таким благодушным, как можно было бы предположить. Подробности — в материале «Рамблера».

Маркс и Энгельс о России: «Казаки и прочий сброд»
© Wikipedia

Немецкие философы и экономисты придерживались теории о том, что существуют прогрессивные народы, способные к революции, и реакционные. К первым они относили, конечно, самих немцев, а также венгров, французов, англичан. США также представлялись перспективной страной в деле победы пролетариата над капиталом. Реакционными считались русские, чехи, хорваты и славянские народы в принципе.

Исключение сделали только для поляков, которые благодаря двум громким восстаниям в XIX веке (в 1830-1831 и 1863-1864 гг) заработали репутацию свободолюбивого народа. Даже борьба сербов и болгар против Османской империи не вызывала сочувствия, так как в ней Маркс и Энгельс видели интриги России.

В книге «Тайная дипломатия XVIII века», изданной в 1857 году, Карл Маркс писал:

«Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала виртуозной в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира».

На польском митинге 1867 года в Лондоне Маркс выступил с речью, где осудил нежелание Англии и Франции вступиться за Польшу, которая, по его представлению, была единственной преградой между просвещенной Европой и Россией. Именно поэтому Польшу нужно было восстановить.

«Для Европы существует только одна альтернатива: либо возглавляемое московитами азиатское варварство обрушится, как лавина, на ее голову, либо она должна восстановить Польшу, оградив себя таким образом от Азии двадцатью миллионами героев, чтобы выиграть время для завершения своего социального преобразования».

В том же выступлении Маркс подчеркнул, что Россия всегда стремилась к мировому господству.

«По признанию ее официального историка Карамзина, неизменной остается политика России. Ее методы, ее тактика, ее приемы могут изменяться, но путеводная звезда этой политики — мировое господство, остается неизменной. Только изворотливое правительство, господствующее над массами варваров, может в настоящее время замышлять подобные планы».

Даже война России с Наполеоном в глазах немецких философов была борьбой отсталой страны с революционной республикой, несмотря на то, что Наполеон вторгся в Россию, а не наоборот.

© Wikipedia. Фридрих Энгельс

Фридрих Энгельс так отзывался о победе России в войне 1812 года:

«Казаки, башкиры и прочий разбойничий сброд победили республику, наследницу Великой Французской революции».

Кроме того, Энгельс называл Россию «владелицей громадного количества украденной собственности, которую ей придется отдать назад в день расплаты».

Такое резкое отношение к России и другим славянским народам объяснялось участием нашей страны в подавлении венгерского восстания 1848-1849 годов против австрийцев, которое также не поддержали чехи и хорваты. Император Австрии Франц-Иосиф I обратился к Николаю I за помощью и тот направил экспедиционный корпус Паскевича. На тот момент Россия состояла в союзе с Австрией и Пруссией.

В русских революционерах Маркс и Энгельс видели царских агентов и долго избегали общения с ними. Лишь после убийства народовольцами Александра II Маркс и Энгельс назвали Россию «передовым отрядом революционного движения в Европе».