Тайная жизнь преподобного Льюиса Кэрролла: театр, фотография и… маленькие девочки
Преподобный Льюис Кэрролл, он же Чарльз Лютвидж Доджсон, оставил после себя замечательные детские книги и, как и полагается священнослужителю викторианской эпохи, безупречную репутацию. Современникам об этом джентльмене даже нечего было написать, настолько он был чист перед Богом и законом.
Уже в наши дни, в эпоху великих разоблачений, выяснилось, что о светлой памяти Кэрролла позаботились его любящие сестры, тщательно подчистив все его архивы и уладив специфические дела. А сам диакон, писатель и математик имел целый список слабостей, которые современники ему точно бы не простили.
Настоящий, не рафинированный усилиями сестер Чарльз Доджсон был человеком очень странным для своего времени. Как священнослужитель, он изучал теологию и комментировал Библию и Евангелие. При этом, как человек самых передовых взглядов, держал в своей библиотеке подборку книг по феминизму, увлекался театром, профессионально занимался математикой.
Кроме этого, его слабостью были девочки и фотография. Эти два хобби у него пересекались — постановочные фото с юными леди были в полном смысле слова одержимостью профессора Доджсона. Фотосессии обязательно готовились заранее, с тщательным подбором локаций и костюмов, с выбором идеального ракурса и подходящего освещения.
Все, кто мог наблюдать за преподобным в такие моменты отмечали, что из добродушного святого отца Доджсон превращался в настоящего тирана, который просто изводил своих моделей рассаживанием, укладкой складок на платьях, выбором наклона головы и прочими важными для него мелочами. Он полностью погружался в процесс и в этом было нечто маниакальное.
Биографы Чарльз Доджсон склонны находить истоки его странностей в детстве. Долгое время он был единственным сыном в семье, где одна за одной рождались девочки. Лишенный компании мальчиков, Чарльз был вынужден проводить все свободное время с сестрами и участвовать в их забавах.
В те времена были очень популярны переодевания — девочки придумывали костюмы и перевоплощались в принцесс, русалок, эльфов и ведьм. Скорее всего, эти детские игры и привели к тому, что уже во взрослом возрасте Доджсон обожал возиться с девочками и бесконечно переодевать их в разные наряды.
Может быть, внутри преподобный тоже был девочкой — легко заметить, что в его внешности прослеживаются некие женские черты. Это объясняет то, что, в отличие от других священнослужителей, преподобный Доджсон никогда не женился, да и стремления к общению с женщинами своего возраста никогда за ним не наблюдалось.
Льюис Кэрролл, разделявший феминистические взгляды, старался сделать жизнь девочек, с которыми общался, насыщенной и интересной. Обеспокоенный тем, что юные леди имели более скромные возможности в обучении, он сделал специальную редакцию произведений Шекспира, который до этого считался нескромным и ненужным для школьниц. Кроме того Кэрролл настаивал, что девочки должны так же как и мальчики изучать математику и логику, без которых качественное образование немыслимо.
Сам преподобный тоже постоянно учился и совершенствовался. В свободное от проповедей и точных наук время его занимали живопись и скульптура. Кэрролла неоднократно замечали на выставках и в галереях возле портретов юных обнаженных нимф, которых он, с подозрительным для священника вниманием, рассматривал.
«Изучаю искусство, композицию,» — смущенно говорил Кэрролл, как бы оправдываясь, когда замечал, что за ним наблюдают. Салонная живопись 19 столетия была насыщена обнаженной натурой, которой викторианцам так не хватало в реальной жизни. Поэтому молодому профессору было на самом деле сложно избежать эротических сцен при изучении шедевров.
Рассматривая фотоработы Кэрролла, несложно заметить, что он тяготел к сложным, многофигурным композициям. Очень часто его натурщицами становились три сестры — в семьях, с которыми дружил преподобный, почти всегда были девочки близкие по возрасту. Это не только сестры Лидделл, одной из которых была та самая Алиса, для которой профессор написал известное свое произведение. Были еще девочки семей Хатч и Харрингтон, а, возможно, и другие.
Но сестры Лиделл, Эдит, Лорин и особенно Алиса, были несомненными любимицами Кэрролла. В середине 19 столетия фотография была непростым делом как для мастера, так и для моделей. Для получения снимка достойного качества девочкам приходилось долго сидеть неподвижно, с чем сестры Лиделл великолепно справлялись.
Нужно сказать, что Алиса, Эдит и Лорин были не избалованными мамиными дочками, а настоящими английскими леди, воспитанными в спартанских условиях. Отец приучил их к простой и полезной пище, длительным пешим прогулкам и обливаниям холодной водой утром и вечером.
Так что затяжные посиделки перед объективом профессора были для сестер не слишком обременительным занятием. Кроме этого, преподобный ценил высокий творческий потенциал этих детей, которые не просто выполняли его указания, а были полноценными участницами творческого процесса, предлагая интересные ракурсы и необычные варианты антуража.
В викторианскую эпоху фотографирование обнаженных детей не считалось чем-то предосудительным, хотя о существовании педофилов тогда уже было хорошо известно. Льюис Кэрролл фотографировал девочек и без одежды, но всегда в присутствии их матерей. Преподобный очень дорожил своей репутацией, потеря которой закрыла бы перед ним двери семей, с девочками которых он был так дружен.
Кэрроллу настолько доверяли, что родители иногда оставляли с ним «маленьких друзей» на несколько недель и даже месяцев, когда нужно было куда-то отлучиться. Так было с Изой Боумен, которая позднее стала известной актрисой. Она писала в своих мемуарах, что жила у Кэрролла достаточно долго и ей в то время было около 11 лет. Иза не замечала за профессором никаких странностей и писала, что он просто очень любил детей.
Изучив подробнее биографию Боумен, можно заметить, что дружила она с преподобным не только в детские годы. Оказывается, Иза почти не расставалась с Кэрроллом каждое лето, с 16 до 20 лет. Профессор баловал свою любимицу, покупая ей одежду и разные дамские безделушки, а еще оплачивал курсы актерского мастерства.
Да, Иза была не единственной слабостью преподобного. Он был замечен в дружеском общении еще с несколькими начинающими актрисами, едва переступившими 16-летний рубеж. В театре Кэрролл был своим человеком и даже мог заходить в гримерки своих юных протеже, что было очень необычно, учитывая нравы того времени. Разумеется, все это связывали с любовью к искусству — такого поклонника театра как профессор нужно было еще поискать.
Стоит отдать должное святому отцу, ни одна из его юных подруг не жаловалась на его недостойное поведение и никогда с именем Кэрролла не было связано ни единого скандала с неожиданными беременностями, которые были типичны для 19 столетия. Лишь однажды профессор совершил поступок, который истолковали превратно — он поцеловал в щеку дочь своего коллеги, в присутствии ее матери.
Странно, но увлеченно разглядывавший в картинных галереях голых богинь и нимф и постоянно слоняющийся по гримеркам молодых актрис мужчина прослыл закоренелым эротоманом только после этого невинного поступка. Льюису Кэрроллу тут же отказали от домов, где были девочки, чем вогнали преподобного в жестокую депрессию.
Уже немолодой профессор замкнулся в себе и почти перестал бывать на людях. Он даже забросил все то, что любил долгие годы — театр, математику и литературу. От этого удара судьбы, изменившего его жизнь, он так и не оправился. Автор «Алисы в Стране Чудес» до конца своих дней оставался отшельником. Это одна из тех самых историй, которые сестры этого замечательного человека предпочли убрать из его биографии.