2 июля 1922 года в итальянском городке Сан-Бьяджо-ди-Каллальта недалеко от Венеции в многодетной семье родился будущий всемирно известный кутюрье Пьер Карден. Когда мальчику было два года, семья уехала из фашистской Италии во Францию и открыла небольшой винодельный бизнес. Пьер рано нашел свое призвание: в 14 лет устроился подмастерьем к портному, затем – портным в магазин мужской одежды, а в 23 года переехал в Париж, где работал с модным домом Paquin Жанны Пакен и Эльзой Скиапарелли. Режиссер Жан Кокто привлек Кардена к созданию масок и костюмов для фильма «Красавица и чудовище» (1946). Молодого дизайнера заметил и Кристиан Диор, который пригласил его в свое ателье, он высоко оценивал профессиональные данные Кардена. После четырех лет бесценного опыта у Диора Пьер Карден открыл собственный дом моды. Дела быстро пошли в гору.
Помимо дизайнерского таланта, Карден обладал еще одним важным качеством – он был прирожденным бизнесменом. Одним из первых понял, что высокая мода не приносит столько заработка, сколько масс-маркет, и начал продавать одежду в универмаге Printemps – за «заигрывание с улицей» его даже временно исключили из Синдиката высокой моды.
Кардена критиковали за стремление поставить свой товарный знак на всем, чем только возможно. Он брался за дизайн самых разнообразных вещей, от фарфоровой посуды до автомобильных кресел и сантехники; выпускал духи, шампанское, детские игрушки и даже сардины, занимался ресторанным бизнесом и оформил более 500 патентов. А еще шил костюмы для NASA и The Beatles, презентовал коллекции по всему миру, от Китая до Японии, от США до СССР. Карден прожил 98 лет и скончался 29 декабря 2020 года.
В многочисленных статьях, посвященных кутюрье, его часто называют первым: «первый занялся дизайном мужской одежды», «первый футурист в моде», «первый ввел моду «прет-а-порте», «первый придумал цветные чулки» и прочее. Mir24.tv поинтересовался у историков моды, был ли он первым и какова на самом деле была роль Пьера Кардена.
Историк моды, преподаватель СПбГУ, автор книг по истории костюма София Азархи:
«В моде вообще ничего первого не бывает. Пьер Карден и Андре Курреж в 1960-е годы наиболее ярко реанимировали «аэрокосмический» стиль, о котором за много лет до них, в 1914 году, в своем манифесте одежды «Антинейтральное платье» заявили итальянские футуристы. В частности, Джакомо Балла. Этот космический стиль органично соединялся по времени с начавшимся освоением космоса. Тут Карден очень хорошо ответил на запрос времени – я думаю, это главный его вклад.
Фото: Georg Wendt/DPA/TASS
С точки зрения исторической правды, прет-а-порте он, конечно, не вводил. Прет-а-порте – это такая случайная вещь, появившаяся внутри Синдиката высокой моды, когда надо было сделать одежду серийного производства, малыми сериями. И на сегодняшний день этот термин «поплыл» – есть дизайнерская одежда, малые серии и так далее. В области прет-а-порте Пьер Карден не первый, это на самом деле старая история, но он работал в этом направлении.
Пьер Карден начал первым делать авторские серии мужской одежды, до него балом правили лондонские портные с Сэвил Роу. Что касается стиля унисекс, то тут он не был первым – он подхватил эту идею, развил, может быть, внес ее в дискурс трендовой парижской моды. Вообще унисекс родился совершенно в другом месте и чуть-чуть пораньше. Это все-таки Америка, хиппи, которые довели нивелирование полов до уровня, когда девушки и юноши выглядели одинаково.
Пьера Кардена можно называть авангардистом от моды, потому что он воплощал очень авангардные идеи итальянских футуристов, высказанные ими в начале ХХ века. Были такие манифесты «антинейтрального платья», «антимоды». Карден не столь радикален, как итальянские футуристы, но что-то от них взял, например, использование нетрадиционных материалов, синтетики. Когда футуристы писали свои манифесты, химия не была так развита и синтетических материалов не было. А потом, уже в 60-е годы, когда технологии в создании искусственных материалов, пластмасс изменились, их положения можно уже было воплощать в жизнь. Но авангард на то авангард и есть, что мысль опережает технические возможности.
Фото: LIONEL CIRONNEAU/AP/TASS
В его успехе, безусловно, большое значение имела удачная коммерческая деятельность. Он очень здорово продвигал свое имя и свою марку, в моде это очень важно. Можно быть даже не гениальным модельером, делать не самые красивые, художественные вещи, но очень правильно себя поставить, как правильно себя поставили Шанель и Диор. Хотя в то же время был настоящий гений, это Кристобаль Баленсиага. Тут слава немножко несправедлива».
Исследователь моды, преподаватель ВШЭ и БВШД Тим Ильясов:
«Пьер Карден – один из важных героев моды 1960-х годов, когда футуризм, космос и идея будущего были ее основой. Такие имена, как Пьер Карден, Андре Курреж и Пако Рабан, сформировали образ своей эпохи. И Карден 60-х, бесспорно, лидер моды и стиля своего времени. Его прямые силуэты, увлечение космосом, шляпы, похожие на шлемы космонавтов, использование синтетических материалов, виниловых вставок – все это создавало образ эпохи, и поэтому говорить, что он был человеком самопиара, человеком лицензий, несправедливо.
Фото: STR/ASM/EPA/TASS
Неправильно полагать, что Карден, Сен-Лоран или кто-либо еще «ввел прет-а-порте в обиход». Дело в том, что готовая одежда, и в том числе готовая одежда класса люкс, начала постепенно развиваться уже после Второй мировой войны. И, конечно, от-кутюр (haute couture), высокая мода в Париже долгое время сопротивлялись готовой одежде. Карден был одним из первых героев, кто пошел поперек этой тенденции и создал собственную линию готовой одежды прет-а-порте, за что был изгнан из Синдиката высокой моды. Правда, впоследствии он в него вернулся. Сен-Лоран уже после, в 60-х годах, также создал свою линию прет-а-порте, но его не изгнали из Синдиката. Поэтому мы чаще всего говорим, что Карден является первым из кутюрье, который параллельно создал линию прет-а-порте, однако до этого момента итальянцы, например, делали прет-а-порте и были вполне себе в этом успешны.
Неправильно говорить, что кто-то начал первым работать с денимом. Деним появился еще в XIX веке, и в 1930-е годы были дизайнеры, которые работали с этим материалом. Точно такое же заблуждение, что Пьер Карден первым начал делать цветные чулки или цветные колготки. Это было общим местом в моде того времени, и Мэри Куант, например, делала показы с моделями в цветных колготках, и манекенщица Твигги щеголяла в них. В этом отношении Карден лишь продолжал, поддерживал и тиражировал те тенденции, которые существовали в его эпоху.
С мужской модой он тоже работал, именно Карден одел The Beatles в их фирменные френчи. Поэтому я бы не стал именовать Пьера Кардена первопроходцем, пионером, изобретателем. Он действительно тонко чувствовал свое время, моды 60-х годов, и превращал некоторые появившиеся в его время идеи в большие международные тренды. А все то, что связано с тиражированием его имени, с лицензиями, с огромной популярностью, которая при этом девальвировала его образ, – это уже после, в 70-80-90-е годы, когда Пьер Карден превратился в марку, ассоциирующуюся с носками, трусами и товарами массового спроса, которые продавались в каждом универмаге».