Вера Афанасьева: Кто и зачем упростил Гегеля

​«Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя» 27 августа 1770 г. родился Георг Вильгельм Фридрих Гегель — один из величайших философов всех времён и народов. Рядом с его именем огромными буквами написано слово ДИАЛЕКТИКА. А ведь он — создатель совершеннейшей метафизики, если под последней понимать учение о предельных основания бытия. Таким предельным основанием мира у Гегеля выступает Абсолютная идея, совершенная идеальная сущность, определяющее существование всего в мире; философский аналог Единого Бога. Гегель всего лишь повторил бы Платона и других великих метафизиков, если бы не добавил в свою картину мира идею развития — и метафизическая картина стала неповторимой, особенной, подвижной, ожила. У Гегеля развивается все — от духовных сущностей до любых социальных и материальных объектов. Все в развитии, все в движении, все становится, а не просто пребывает. Он же сформулировал и универсальные законы развития — те, которые знали наизусть все, кто учился в советских университетах, и из-за которых многие считают философию чепухой. А ведь они великолепны, эти законы — лишь бы понимать их! Гегель ввёл и представление об историческом процессе — и там, где раньше видели отдельные события, прихоти великих или деяния монархов, начали усматривать закономерности и траектории, единую канву движения цивилизации. Законы Гегеля изменили общественное мышление и научное познание. Из философии Гегеля вышли все эволюционные теории, в том числе и теория Дарвина. Без неё невозможны были бы многие разделы физики, эволюционная химия, космология, нелинейная динамика, синергетика. На три четверти из диалектики Гегеля сделан и марксизм. Маркс безмерно упростил Гегеля, сделал его идеальные законы материальными, придал им вульгарный смысл, положил в основу социального только экономическое. Он перекроил Гегеля, как хотел, но тоже был гением, и его теория получилась красивой. А позже упростили и самого Маркса, грубо приложив его модель социального развития к реальному обществу. И когда поняли, что они не совпадают, стали укладывать социум в прокрустово ложе марксизма, не щадя людей и социальных отношений. Не буду говорить, как пострадали от этого многие страны — сегодня не в тему. Маркс в этом не виноват, не виноват и Гегель, хотя без его философии мир, наверное, был бы совсем иным. Но он снова оказался прав — «история учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы». А Гегель велик, чист, прозрачен, несмотря на все его секуляризации. Писал он, конечно, очень сложно, но если ищешь мировые основания и формулируешь универсальные законы бытия — по-другому никак. Но не думайте, что Гегель — эдакий «немец-ботаник». Нет, он страстный и живой был человек — ведь «ничто великое в мире не совершается без страсти».

Вера Афанасьева: Кто и зачем упростил Гегеля
© Новости Саратова