Войти в почту

Кем на самом деле была абхазская «снежная женщина»

Женщина-«снежный человек», которая впоследствии получила от людей имя Зана, была поймана в XIX веке в Западной Грузии. Как пишет Александр Соколов в своей книге «Мифы об эволюции человека», старожилы рассказывали, что кожа Заны была темно-серого или черного цвета и вся покрыта рыжеватыми волосками. Причем волосы на голове «снежной женщины» были длиннее, чем на теле. Ее лицо было крупным, отличалось выдающейся вперед челюстью и мощными надбровными дугами. Зубы блистали белизной. Однако выражение лица очевидцы описывали, как свирепое. Обучиться речи Зана так и не сумела, хотя долгое время провела среди людей. Плененную Зану несколько раз передавали из рук в руки, пока она не оказалась в усадьбе дворянина Эдги Генаба в селении Тхина, что в почти 80 километрах от Сухуми. Поначалу Генаба из опасений, что мощная «снежная женщина» сбежит, велел держать ее в загоне, построенном из бревен, воткнутых в землю, как частокол. Пищу Зане спускали на веревке. Постепенно она привыкла к своему положению и была переведена под навес возле дома. Тем не менее даже тогда «хозяин» приказал не спускать Зану с привязи. Однако впоследствии дворянин смягчился и все же отвязал пленницу. Интересно, что после этого женщина не бросилась куда глаза глядят. Она разгуливала на свободе там, где ей заблагорассудится, но никогда не уходила далеко от усадьбы. Во дворе Зана вырыла себе яму, в которой и жила круглый год. К яме «снежной женщины» приходили не только местные дети, желавшие ее подразнить, но и взрослые мужчины, которые стремились познать близость с экзотической пленницей. Зана редко кому отказывала, поэтому неудивительно, что за время своего пребывания в усадьбе Эдги Генаба она родила четырех детей: двух девочек (Коджанар и Гамасу) и двух мальчиков (Джонду и Хвита). Всех их воспитали жители селения, поэтому разговаривать они умели. Однако сыновья и дочери «снежной женщины» все же отличались от других необычной внешностью. Для того, чтобы оценить, так ли это на самом деле ученые эксгумировали трупы Заны и ее сына Хвита, умершего в 1954 году. Могилы искали долго. Советский историк Борис Поршнев, проявлявший большой интерес к истории Заны, так и не смог обнаружить захоронения. Однако в 1975 году это удалось сделать другому исследователю, Игорю Бурцеву. Бурцев не был уверен в том, что нашел именно останки «снежной женщины», но с помощью антропологов определил, что извлеченный череп принадлежал пожилой женщине и имел ярко выраженные экваториальные черты: широкий нос, уплощенные носовые кости, широкое межглазничное пространство, выпуклый лоб, развернутые вперед скулы и т.д. Иными словами, Бурцев вместе со своими товарищами предположил, что Зана была вовсе не «снежным человеком», а обычной чернокожей женщиной. Возможно, она попала на Кавказ в качестве рабыни, а дальше народная молва сделала свое дело. Впрочем, данная гипотеза не объясняет, почему тело Заны было покрыто волосами, и по какой причине она так и не выучила язык. Между тем имя было дано «снежной женщине» абхазцами именно благодаря темному цвету кожи: слово «Зана» схоже с грузинским «занги» — темнокожий, негр. По всем признакам череп сына Заны, Хвита, который также посчастливилось обнаружить ученым, принадлежал к роду Homo sapiens. Надбровье Хвита не имело вид валика, характерного для неандертальцев, а вот так называемый надглазный треугольник, который является одной из черт Homo sapiens, оказался отлично выражен. Однако упомянутое выше надбровье все же было крупным, что, впрочем, может говорить лишь о том, что человек обладал выдающимися внешними данными. Между тем Борису Поршневу, написавшему документальную книгу «Борьба за троглодита», удалось встретиться с живыми потомками Заны. Так, в 1964 году он посетил двух внучек «снежной женщины», Чаликву и Таю. Женщины, как и их бабушка, имели темную кожу негроидного типа, у них были очень мощные челюсти и чрезвычайно развитые жевательные мышцы. Дети и внуки Заны отличались невероятной физической силой и выносливостью. Известно, что сама Зана не просто жила в усадьбе знатного абхазца, но и помогала по хозяйству, в частности носила тяжелые мешки. При этом «снежная женщина» снимала со своего «босса» сапоги и всячески ему прислуживала, так как очень его боялась. Как бы то ни было, если принять во внимание тот факт, что Поршнев отыскал внуков Заны, то возможно, что в тех краях до сих пор живут ее потомки.

Кем на самом деле была абхазская «снежная женщина»
© Русская семерка