«Хулиган и шантажист!»: какой поступок старшего сына так взбесил Сталина
Все трое официальных детей Иосифа Сталина носили разные фамилии. Партийный псевдоним «Сталин» «перешёл по наследству» сыну Василию. Дочь Светлана с 1957 года взяла фамилию матери – Аллилуева. Исконная же родовая фамилия Джугашвили досталась старшему сыну вождя, Якову, погибшему в немецком плену.
Первенец революционера
В возрасте 26 лет Иосиф Сталин женился на 24-летней Екатерине (Като) Сванидзе – сестре одного из его друзей по семинарии. 16 июля 1906 года пару обвенчал священник Нестор Мачаров в Тифлисском храме святого Давида. 18 марта 1907 года года в селе Баджи под Кутаиси, где жила её мать, Екатерина родила сына Якова. В ту пору молодой женщине приходилось очень трудно, так как муж-революционер был заточён в Бакинской тюрьме.
Толком не оправившись от родов, Като стала работать, что подорвало её здоровье. Она умерла спустя восемь месяцев после рождения сына от внутреннего кровотечения, вызванного брюшным тифом, либо туберкулёзом.
Иосиф Сталин практически не принимал участия в воспитании Якова. С младенческого возраста тот находился на попечении своей тёти – Александры Сванидзе. Поскольку маленький Яков жил в селе Баджи и учился в школе в селе Чребало, для него было естественным носить фамилию Джугашвили, указанную в документах о рождении. По законам Российской империи, ребёнок просто не мог быть записан Сталиным, тем более что этот партийный псевдоним его отец взял только в 1913 году. Родным языком Якова был грузинский, русский он освоил лишь в подростковом возрасте.
В Москву, к отцу и его второй жене, Надежде Аллилуевой, Яков Джугашвили переехал жить в 1921 году.
Проблемный сын
Фамилия Джугашвили в публичном пространстве СССР не была «на слуху». По свидетельству историка Роя Медведева, даже из друзей и знакомых Якова Джугашвили не все догадывались, что он сын вождя. В этом смысле показательна история, произошедшая в 1930-м году, когда Яков поступил в московский Институт инженеров транспорта. Ректор вуза был весьма удивлён, когда ему позвонил сам Иосиф Сталин. Руководитель видел в списках студента по фамилии Джугашвили, но не придал этому значения. Примечательно, что в институт Яков поступил самостоятельно, без чьей-либо протекции.
Если бы старший сын во всём слушал отца и участвовал в политической жизни, возможно, ему пришлось бы сменить фамилию на более известную, которую носил его брат Василий. Однако отношения Якова с отцом не заладились, хотя члены семьи отмечали доброту, спокойствие и уравновешенность юноши.
Все размолвки Якова с отцом были связаны с женщинами. В 1928 году 21-летний парень предпринял попытку самоубийства из-за того, что отец не одобрил его скорую женитьбу на однокласснице Зое Гуниной. Яков стал жить в общежитии, а Сталин тогда попросил свою жену передать сыну, «что он поступил как хулиган и шантажист». Вождь заявил, что с таким сыном у него «нет и не может быть больше ничего общего».
Возможно, Иосиф Сталин не совсем заблуждался насчёт Гуниной, так как её брак с Василием распался довольно скоро. Однако Яков проявлял упорство и даже некоторое время жил в Ленинграде.
Карьера и гибель
После развода Яков вернулся Москву. Но вскоре у него произошёл новый конфликт с отцом – по той же самой причине, что и в первый раз. Иосифу Сталину не понравилась и вторая невестка. Юлия (по другим данным, Юдифь или Илия) Мельцер была родом из Одессы, танцевала в балете.
«Кто-то любит принцесс, а кто-то – дворовых девок», – сказал Сталин по этому поводу.
Тем не менее вождь похлопотал о том, чтобы его сын получил сначала квартиру на Большой Никитской, затем другую – на улице Грановского. С 1936 года Яков работал инженером-турбинистом на заводе имени Сталина.
По-видимому, «отец народов» не оставлял надежд сделать из Якова настоящего «Сталина». А для этого лучше всего подходила военная стезя. По воле отца в 1938 году Яков поступил в артиллерийское училище, откуда выпустился летом 1941 года. А уже в середине июля под городом Лиозно он попал в плен к немцам. В пропагандистских листовках фашистам пришлось особо оговаривать, что Яков Джугашвили – сын Сталина, так как далеко не все красноармейцы вообще знали о его существовании.
Широко известно, что после Сталинградской битвы Сталин отказался обменять Якова на генерала Паулюса. Однако немцы предлагали и вполне эквивалентный вариант обмена – на попавшего в плен к русским племянника Гитлера Лео Раубаля. Советский вождь не согласился и на это. Возможно, он всё-таки считал отношения с сыном безнадёжно испорченными и не желал его возвращения.