Две жены в одной комнате: любовь и трагедия Александра Куприна
Александр Куприн писал о любви так тонко, нежно, пронзительно, что не оставалось сомнений: ему это чувство знакомо во всех оттенках и проявлениях.
Он жертвовал собой ради той, которую любил, и был тем, ради кого женщина была готова отдать все, даже свою жизнь.
Две жены на одном вечере
Однажды поздним вечером в издательстве появились два приятеля-писателя — Иван Бунин и Александр Куприн. Они принесли новые рукописи, а заодно решили зайти в гости в хозяйке издательства. Но женщина приболела, друзей встретила ее дочь Маша. Смешливая двадцатилетняя девушка так понравилась Куприну, что уже по дороге домой он сказал Бунину, что обязательно женится на ней.
На следующий день писатель снова отправился в знакомый дом. Для него накрыли обед, а пока Маша и ее маман болтали с Александром, подавать блюда и убирать со стола помогала гувернантка и ее родственница Лиза, скромная, тихая, едва заметная женщина. Вряд ли тогда Куприн мог предположить, что в этот день встретил сразу двух главных женщин своей жизни.
Мария
Уже через три месяца влюбленный писатель сделал Марии Давыдовой предложение. Он терял голову от нее: гордой, ясной, властной. А Маша хотела быть замужем за известным писателем. Она заставляла Куприна много работать.
Однажды Александр столкнулся с проблемами: он никак не мог дописать начатый «Поединок». Тогда Мария выселила мужа из квартиры и соглашалась на встречи лишь в обмен на новую главу романа.
Отношения в семье всегда были напряженными. Мария оставалась весьма холодна к Александру, а его душа требовала любви.
Елизавета
Когда брак Давыдовой и Куприна уже трещал по швам, к ним в дом в качестве гувернантки устроилась та самая Лиза Гейнрих. Она рано осталась сиротой, жила с сестрой, но, когда и та скончалась, оказалась лишней во всем мире. Елизавета не гнушалась любой работы.
Она была тихой, нежной, Куприн замечал, что Лиза всегда грустна. Писателя очаровывала эта девушка, так не похожая на его жену. Однажды Александр признался Лизе в любви, она была в ужасе и тут же покинула дом автора, чтобы не разрушать семью.
Сам же Куприн уехал в отель. Друзья понимали: писатель погибает, много пьет, окружил себя подозрительными людьми. Один из близких Александра разыскал Лизу, девушка работала в госпитале, и умолял ее: «Спасайте!»
Елизавета приехала к Куприну. Так началась их история любви. Позже автор признавался, что любил Машу больше, чем она его, а Лиза любила его больше жизни.
Семь лет Куприны прожили в белом домике на Елизаветинской (писатель специально выбирал адрес) улице в Гатчине, у них родилась обожаемая дочь Ксения. Александр писал жене:
«Нет никого лучше тебя, ни зверя, ни птицы, никакого человека!»
Но революция разрушила мир Александра и его жены.
Главная любовь
Куприн не мог вынести происходящего на родине. Вместе с женой и дочкой он уехал из страны. Во Франции Александр снова потерял талант, он не мог писать, не мог жить и любить. Все мысли его занимало возвращение домой. Он писал первой жене:
«Ты совершенно права, мой ангел Машенька: существовать в эмиграции, да еще русской, да еще второго призыва — это то же, что жить поневоле в тесной комнате, где разбили дюжину тухлых яиц!»
Семья перебивалась случайными заработками, а Куприн все тяжелее болел. Он терял зрение, плохо понимал происходящее. Когда Лиза все же увезла обожаемого мужа домой, он был на грани жизни и смерти.
В России к нему приходили приятели, но автор не узнавал их. Лишь Марию Давыдову смог распознать Куприн среди многочисленных визитеров и очень ей обрадовался.
Через год писателя не стало. Рядом с его гробом, взявшись за руки, ехали Мария и Елизавета. Обе были разбиты. Лиза, упав на колени рядом с могилой мужа, плакала: «У меня отобрали жизнь!»
Через год Лиза Куприна выбросилась из окна: она считала, что жить без мужа не имеет смысла.