"Записки мертвого человека": первая казанская рок-пластинка на "Мелодии"

Арт-рок и эзотерика с элементами суфизма

"Записки мертвого человека": первая казанская рок-пластинка на "Мелодии"
© Реальное время

Слушаем первый альбом казанской группы, выпущенный на "Мелодии": это были "Записки мертвого человека" или "ЗМЧ", созданные Виталием Карцевым и Владимиром Гуськовым в 1986 году. "Мольба (пустого сердца)" 1993 года была их восьмым релизом, записали ее в Москве, а копии то и дело всплывают на коллекционерских сайтах.

Йога, карате, юрфак и буддизм

Карцев в юности увлекался йогой, потом стал инструктором по карате, открыл для себя тайцзицюань, изучал Гурджиева, Петра Успенского, Ошо, Кастанеду, суфизм, на юрфаке писал диплом по дзен-буддизму, а в начале 90-х начал заниматься китайским багуа. Преподаванием боевых искусств он продолжает заниматься до сих пор.

Параллельно шла музыка: сначала Карцев организовал группу "Гуинплен", из которой выросли "ЗМЧ". Назвалась группа по стихам японского поэта Сидо Бунана: "Жить как мертвец", а музыкально объединяла пост-панк, хард-рок, психоделику. Группа начала с социальной тематики: один из первых хитов назывался "Хам-Миллиония". После она перешла на эзотерику в широком понимании.

В 1986-м группа появилась на нашем телевидении в программе "Дуэль", после чего на следующей передаче читали возмущенные письма телезрителей. Но тут грянула перестройка. Интересно, что в том же 1986-м в прокат вышел фильм "Письма мертвого человека" Константина Лопушанского на тему постапокалипсиса: мир после ядерной войны...

Группа начинает ездить по городам, сначала соседним, потом добирается до Москвы, где играет в ДК имени Горбунова и на стадионе "Олимпийский", в Ленинграде на фестивале журнала "Аврора", записывается в рок-опере Рашида Калимуллина "Магди" с Альбертом Асадуллиным, а в 1991-м побеждает на фестивале "Автоград" в Тольятти.

"Мольбу" на пластинке помог выпустить Андрей Тропилло. Звукорежиссер легендарных альбомов "Аквариума" был в конце 80-х директором Ленинградского отделения фирмы "Мелодия", так что мог себе позволить издать казанцев.

Изначально "ЗМЧ" приехали в Петербург и быстро записали магнитоальбом "Наука праздновать смерть". Но его матрица погибла в студии при наводнении, так что Тропилло, извинившись, предложил музыкантам записать новую пластинку, которой стала "Мольба" (от слов в скобках на обложке отказались).

Альбом записан вчетвером за три ночи в Москве, в студии в Останкино. Помимо вокалиста и автора Виталия Карцева, на гитаре и клавишах играет Владимир Гуськов, на бас-гитаре — Евгений Гасилов, на клавишах — Сергей Беликов. Используется недавно появившийся Roland W30, в которой есть и синтезатор, играющий на основе сэмплов, и секвенсор. На нем же набиты барабаны. В 90-е им активно пользовались The Prodigy.

Восточные практики для всех

У "ЗМЧ" есть насыщенная информацией группа "ВКонтакте", где можно узнать, что оформлением пластинки занимались тогда лидер "Холи", а потом "Макс и Ко", художник Максим Журавлев. Согласно описаниям, на развороте изображен "Творческий дух вселенной" и песочные часы, по краям идут суры из Корана.

Здесь всего семь композиций, явственно отражающие многогранные интересы главного автора: "Аль-Фахх (Западня)", "Я летаю", "Дыхание ночи", "Океан любви", "Ас-Саля" ("Мольба")", "Глаза Христа", "Обитель святых". Соответственно, обе стороны начинаются с песен с арабским текстом, во второй отчетливо слышатся суры из книги. Завершается пластинка почти девятиминутной "Обителью святых" с обилием атмосферных клавишных. В этом году Беликов выпустил Ambient Silence, где он словно бы развил идеи еще того времени.

Это не "стилизация" под восточную музыку, группа играет изысканный арт-рок с закрученной ритм-секцией. Напомним, что начало 90-х — это времена, когда массовый потребитель открыл для себя восточные практики (пусть через боевики, брошюру про ушу, Алана Чумака ). То есть калейдоскоп традиций у "ЗМЧ" выглядит абсолютно актуальной темой. Другое дело, что советский рок в период первоначального накопления капитала был заслонен волной электропопа с более понятными темами песен и звучанием.

После "ЗМЧ" записали еще два альбома, а в 1996-м группа распалась — во-первых, нужно было зарабатывать деньги, музыка денег не приносила, во-вторых, у Карцева умер младший брат. Сейчас самым активным музыкальным участником остается москвич Владимир (Бурбон) Бурмистров, который, помимо множества регги-групп, к примеру, сотрудничал с Умкой.

В советских рок-энциклопедиях "ЗМЧ" значится третьей группой из казанских, вместе с "Холи" и "Поролоном". Но если романтику первых и городскую суровость вторых можно услышать и в творчестве других команд того времени, то "Записки мертвого человека" до сих пор звучит обособленно.