Жить одному считалось верхом неприличия. Как так, тебе уже двадцать, а ты не женат! Одиноким сочувствовали: не с кем скоротать вечер, не с кем съездить в отпуск на море, да и пресловутый стакан воды в старости — страшилка на все времена… И шутка про наслаждение одиночеством была действительно смешная. Одиночеством — и наслаждаться? От него надо страдать и стараться всеми способами избавиться.

Счастье быть нужным
© Вечерняя Москва

Но времена меняются, и вот сегодня аналитики Rambler&Co опросили почти 60 тысяч россиян и выяснили, что треть из них живут одиноко. И половина своей участью весьма довольны и менять ее на коллективное домохозяйство не намерены. Их все устраивает! Воды-то перед смертью, как известно, может и не захотеться.

Из тех, кто живет не один, почти 80 процентов состоят в браке, и большая половина из них имеет детей. 9 процентов живут с родителями, и пусть кто-то презрительно скажет сейчас: «сыночка-корзиночка», в таких семьях практически все довольны таким симбиозом. 5 процентов живут в паре с любимым человеком. 4 — в паре и с детьми, но брак не регистрируют… По-прежнему все семьи счастливы одинаково, а несчастливы по-своему, если резюмировать опрос словами классика.

Разве что катастрофически увеличилось количество тех, кто живет один и одиночеством не тяготится. Я могу их понять: времена сейчас такие, что самому выжить проще. И кажется таким привлекательным ни от кого не зависеть и чтобы никто не зависел от тебя. Но только — в определенный момент. Да, пока ты здоровый, уверенный в себе, обеспеченный, то, конечно, не обременять себя дополнительными тяготами и заботами кажется благом. Но, увы, гармония вряд ли сможет продлиться вечно. И потом получится не гордое уединение с книгами, чашкой кофе и любимой кошкой, а неуловимый Джо, который никому не нужен. И практика показывает, что самые счастливые люди — это те, у кого есть мощная энергетическая подпитка: дети, внуки.

Мне попалась недавно статья о тайной жизни леса. Оказывается, корни деревьев тесно переплетены и обмениваются питательными веществами. Больному дереву другие передают энергию и микроэлементы, поддерживают молодняк, и даже пни «живут» годами благодаря соседям… Неслучайно семьи зарисовывают в виде генеалогического древа: все мы так же взаимосвязаны, подпитываем друг друга в трудный момент. И как удивительно и даже божественно ощутить себя не волком-одиночкой, а ростком, веточкой, которая получает силы не только из космоса, но и от корней, уходящих куда-то в далекое прошлое.