Герой своего времени
22 января – 120 лет со дня рождения Аркадия Голикова, красного командира, писателя и журналиста. В историю литературы и всей советской культуры этот уроженец провинциального Льгова вошёл как Гайдар. И для нескольких поколений советских школьников придуманный писателем пионер Тимур был не литературным персонажем, а почти живым мальчишкой из соседнего двора, создателем тимуровского движения. Его участники, по сути, были первыми волонтёрами, добровольно и бесплатно помогавшими нуждающимся. Литературное искупление В годы СССР легендой была и сама фигура Гайдара. Снятый о нём фильм «Конец императора тайги» смотрится как типичный вестерн. Но самое интересное, что в основу этого вестерна легли реальные события – борьба частей особого назначения (ЧОН) под командованием юного Аркадия Голикова с бандой Соловьёва в Хакасии в начале 20-х годов прошлого века. Спустя годы после тех событий юного командира стало модно обвинять в чрезмерной жестокости. Возможно, это и так. Но в годы Гражданской войны в сражающихся армиях гуманистов не было. Человеческую жизнь не ценили ни белые, ни красные, ни многочисленные бандиты. Но стоит помнить, что при жесткости к окружающим Аркадий не щадил и самого себя. Будущий писатель родился в 1904 году во Льгове, откуда семья переехала в Нижегородскую область, в город Арзамас, где также считают Гайдара своим. А в 14 лет он уже вступил в ряды Красной Армии. К тому времени он успел принять участие в патрулировании Арзамаса и даже получил ранение ножом в грудь. – Порядок моих фронтов был такой: петлюровский, польский, кавказский, Сочи, Кубань… – писал Гайдар в своих воспоминаниях. – Направлен на Кавказский фронт (март 1920 года). После захвата остатков деникинцев (армия генерала Морозова) под Сочи стоял с ротой, охранял границу с белогрузинами (мост через реку Псоу) за Адлером, но вскоре, когда генералы Гейтман и Житиков подняли на Кубани восстание, были мы переброшены в горы и всё лето до поздней осени гонялись за этими бандами. Чем после войны для Гайдара стала литературная работа – отдушиной ли или смыслом жизни? С этим вопросом мы обратились к современным писателям. – Гайдар жил в очень непростую эпоху. Личность писателя сложная и неоднозначная, а его трагедия в том, что долгое время его произведения рассматривались через призму идеологии, – отмечает главный научный сотрудник Курского литературного музея, доцент кафедры литературы филологического факультета КГУ Сергей Романов.– Между тем, отбросив налёт советчины, мы видим в его наследии такие прекрасные литературные произведения, как «Голубая чашка», «Чук и Гек». Всё творчество Гайдара, собственно говоря, можно считать своего рода литературным искуплением. Самое известное его произведение «Тимур и его команда» интересно широкому кругу читателей, не только детям и подросткам. Писатель наглядно показывает, как можно преображать действительность хорошими делами, не из соображений материальной выгоды, а потому что так велит душа. О неразрывности писателя и времени, в котором он живёт, говорит журналист и литературный критик Олег Качмарский. – Рассматривать творчество Аркадия Гайдара, как, впрочем, и любого другого автора, необходимо в контексте эпохи. И в частности, той весьма конкретной и жёсткой идеологии, которая составляла в то время её сущность. И с этой позиции Гайдар до мозга костей писатель не русский, а советский, – считает он. – Сегодня эта идеология не может быть актуальной, поскольку в её основе раскол. По идеологическому признаку всё общество, вся страна, вся Россия разделялись на красных и белых, на своих и врагов. На этой основе была создана своя мифология – причём на весьма высоком художественном уровне. И Гайдар был одним из главных её создателей. На этой мифологии воспитывались многие поколения советских детей. Да, в её основе лежал патриотизм. Патриотизм не российский, а советский. А это две совершенно разные сущности. Актуален всегда Приняло считать, что первое произведение, созданное писателем под псевдонимом Гайдар, – рассказ «Угловой дом», опубликованный в 1925 году в пермской газете «Звезда». Через год в газете с продолжением печатается его повесть «Жизнь ни во что». Тогда же он отправляется с другом в путешествие по Средней Азии. По впечатлениям издаёт сборник рассказов. В 1927 Гайдару пришлось покинуть Пермь. Он переехал в Свердловск, где поселился в старинном доме семьи Пестовых. Здесь он продолжает писать фельетоны для газет, путешествует по стране, пробует себя в других жанрах. В июле переезжает в Москву, где активно сотрудничает с газетой Московского военного округа «Красный воин», публикует фельетоны в «Красной звезде». Впоследствии писатель жил в Архангельске, Ленинграде, на Дальнем Востоке. В 1930 году в «Роман-газете» публикуется «Обыкновенная биография» – мемуары писателя. Произведения Гайдара критика встречала благосклонно. В 1940-м Гайдар пишет одно из знаковых своих произведений сценарий фильма «Тимур и его команда», а с середины июня создаёт на его основе одноимённую повесть и тут же приступает к работе над сценарием-продолжением «Клятва Тимура». 21 июля 1941 года Гайдар выезжает в действующую армию в качестве корреспондента газеты «Комсомольская правда». По состоянию здоровья ему вначале отказывали в отправке на фронт, но он заручился поддержкой Союза писателей, редакции «Комсомольской правды», которая обратилась в ЦК Ленинского Комсомола, и настоял на своём. 26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Лепляво Каневского района. – Конечно, его книги воспитывают патриотизм, – говорит писательница Елена Амелина. – В детстве любила его произведения: «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Голубая чашка». Это настоящий, талантливый детский писатель. Детский писатель и мама четверых детей Ольга Аленкина уверена, что творчество Гайдара не теряют своей актуальности. – Считаю, сказка о Мальчише-Кибальчише – лучшая патриотическая книга. Надо её детям читать. И ещё Гайдар заложил в детскую литературу смелость. Показал, что можно с детьми говорить на самые разные темы. БУДЬ В КУРСЕ 120-летие Гайдара в Курской области отмечается весьма широко. В областной универсальной научной библиотеке имени Н.Н. Асеева проходит ряд мероприятий, посвящённых писателю: интерактивный микс «Диалоги о Гайдаре», «Гайдаровский пленэр», организована экспозиция в Музее книги. В Курской областной библиотеке для детей и юношества в дни юбилея откроются артлитстудия «Гайдаровские мотивы», семейный библиокафетерий «Голубая чашка». – Книги Гайдара у наших читателей популярны всегда, а не только в дни юбилея, – рассказывает заместитель директора библиотеки имени Асеева по научной работе Евгения Аболмасова, – интерес к ним равномерный. У младших школьников всегда востребованы его детские книги, а у старшеклассников – биография писателя. Конечно, не обошли стороной 120-летие Гайдара и в его родном Льгове. Школа №2 приурочила к юбилею вид еопроект «Читаем вместе» – учащиеся и родители записывают ролики, в которых читают произведения Гайдара. – Лично для меня Гайдар – один из самых любимых детских писателей, на произведениях которого, таких как «Горячий камень», выросло не одно поколение, – говорит начальник отдела образования города Льгова Алеся Максакова. В день рождения Гайдара, 22 января, в его музее во Льгове пройдёт литературная конференция «Гайдар и сегодня в строю». – За год наш музей посетили более 8 тысяч человек, – отметила директор музея Галина Чуркина. – На юбилейной неделе – полный аншлаг. У книг Гайдара огромный воспитательный потенциал. В этом направлении сотрудничаем со многими образовательными учреждениями, особенно расположенными поблизости, это школа №2, детский сад №4. Вероника ТУТЕНКО