Цирковые каникулы в Курске
Цирковые животные – настоящие талантливые артисты. Им тоже приходится преодолевать и волнение перед дебютом, и страх перед аплодисментами. Сейчас Курский цирк на каникулах. После январских представлений артисты уехали в другие города. Некоторые проводят репетиционный период в Курске. Об успехах своих воспитанников нашему корреспонденту рассказали представители одной из самых интересных профессий – дрессировщики. Кстати, в единственном на всю страну Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (публика знает его как легендарного клоуна Карандаша) можно получить разные цирковые профессии – клоуна, эквилибриста, даже иллюзиониста. Но профессию дрессировщика и там освоить невозможно – этому можно научиться только на арене. Не бойся аплодисментов! Представительница знаменитой цирковой династии Виолетта Барон выросла в цирке. С детства выезжала с родителями на гастроли. Первые впечатления детства – сказка. Однако на манеж Виолетта и её сестра Лаура вышли в уже вполне взрослом возрасте. А после 10-го класса девушка начала работать конюхом. – У нас, в династийных семьях, так принято, – рассказывает она. – Если это связано с животными, дети начинают с уборки. Как только это стало возможно, я начала работать на конюшне. По законодательству работать с животными можно только с 18 лет. После 15 лет работы с арабскими скакунами (программа «Свобода арабских лошадей») Виолетта переключилась на пони. – Собрать их, весёлых и резвых, трудно так же, как собрать горох, – улыбается дрессировщица. – А ещё они очень добрые! В конном мире бытует мнение, что пони достаточно своенравны. Но если эту маленькую лошадку правильно воспитывать, пони очень послушны. Обычно пони расстаются с мамой, как только им исполнится девять месяцев. Но Виолетта забрала будущих цирковых артистов, едва им минуло полгода. Они еле-еле доставали дрессировщице до бедра. Малышей поили молоком, чтобы быстрее набирались сил. – Они родились на Прилепском конезаводе, – говорит Виолетта. – Там очень большой поток продаж, а нам надо было успеть взять группу. Мы заранее её забронировали и постарались как можно раньше забрать. Вообще же работать пони начинают с двух с половиной лет. – До этого возраста они совсем дети, – объясняет Виолетта. – Только веселятся. До этого мы их только знакомили с манежем. Ничего сделать не могли. Они дерутся друг с другом, кусаются, делают всё, что присуще лошадям. Заниматься умственным трудом они не хотят. А в дрессуре нужно думать. Сейчас у Виолетты Барон семь пони – Рогалик, Пряник, Рулет, Марик (Мармелад), Пончик, Бублик и самый талантливый артист – Коржик. Есть и большой конь Боря. Он дебютант: в Курске впервые вышел на манеж. – Очень серьёзный конь, – говорит Виолетта. – Он не совсем для выездки, возможно, поэтому процесс такой длительный. К сожалению, Борису очень не нравится публика. Он любит музыку, спокойно относится к свету, его не смущает полный зал. А вот аплодисменты вначале абсолютно не переносил. Но к последним новогодним представлениям ему удалось победить свой страх. Больше аплодисментов Борис не боится. Пони не боятся ничего. – Они за любую активность, – смеётся дрессировщик. – Кстати, пони хорошо знают голос хозяина. Утром на моё «Привет, ребята» в ответ раздаётся дружное ржание. Мне кажется, они знают нас в лицо, и вообще охотно принимают всех, кто к ним хорошо относится. Пони представляют трюки – прыгают через барьеры, встают на свечку, на оф. Всё это они делают и в природе. Это главный принцип дрессуры – не учить животных ничему, что не характерно для их поведения. Два раза в год лошадкам делают новую причёску – их бреют специальной конной машинкой для груминга. Любимые блюда – морковь, овёс, подсолнечный жмых, свекольный жом. Ну и, конечно, витаминно-травяная мука. Большую часть дня лошади отдыхают. Работают они примерно полтора часа, участвуют в представлении – это десять минут. Летом любят гулять – в Курском цирке построена замечательная ливада. Кошки не понимают «кис-кис-кис» Ульяна Машковцева – бывший менеджер по персоналу. Цирк полюбила с детства, но стать дрессировщицей не мечтала. – Я вообще не думала, что цирковой артист – это профессия, – рассказывает Ульяна. – Я занималась бальными танцами. Мне нравились красивые платья, победы на турнирах, летние сборы. Однако связывать жизнь с профессиональным спортом или тренерской работой не планировала. Кто бы мог подумать, что именно танцы станут моей первой ступенью к цирку. Ульяна сделала выбор в пользу общеобразовательной школы: гимназический класс, большая нагрузка. С бальными танцами пришлось расстаться. После школы поступила в вуз: изучала психологию. Параллельно получала второе высшее – бухгалтерия, аудит. Чтобы оплачивать образование, пошла работать. Однажды утром зашла в интернет и увидела сообщение: написал молодой человек, который хотел познакомиться. Ульяна ответила. Оказалось, они живут в одном городе. Филипп – артист цирка, представитель известной династии. В цирке в его семье работали все – мама, папа, дядя, тётя. Молодые люди начали общаться, встретились. А через три года Филипп сказал своей возлюбленной: «Бросай всё! Поехали со мной!» К тому времени Ульяна получила одно высшее образование. А вот финансово-экономическое образование завершить не удалось. – Я об этом не жалею – не пригодилось бы, – говорит артистка. – А вот танцы, да и психология – очень. Ульяна пришла в цирк как артистка балета – подготовка была отличная. Вскоре она стала хореографом. Но параллельно Филипп объяснял супруге азы дрессуры. – Прошёл год, мы уже работали в номере у дяди и тёти Филиппа. Он предложил нам взять животных, сделать свой номер. Мы не должны были повторять уже существующие трюки. Фил всё делал сам. На тот момент я была всё же ещё новичком. Для меня тогда это был волшебный мир! Вскоре Филипп и Ульяна начали выступать самостоятельно. Работали с носухами, енотами-полоскунами. Сегодня у Ульяны свой номер. Её артисты – кошки, собаки и носухи показывают на манеже чудеса. У каждого – своя история. Многих артисты просто спасли – забрали с улицы. А всеобщего любимца кремового пуделя Мишку подарила одна из цирковых артисток. – Вначале его звали Вольт, – рассказывает Ульяна. – Но у меня эта кличка просто не ложилась на язык. Какой же он Вольт? Он маленький беленький Мишка. Чёрно-белый пудель приехал из-под Луганска – привезли знакомые. Лада досталась по наследству, когда нам передали номер. Пёс Мастер Йода получили свою кличку за счёт ушей, которые делают его похожим на героя культового сериала «Звёздные войны». Два мейн-куна – Виолетта и Биатриче (Вета и Бетти) мне достались по наследству. Все остальные – обычные беспородные кошки. Остальные беспородные домашние – одну мы подобрали в Ижевске. Назвали Ишка. Забрали её из дома, где она просто росла с собаками, очень быстрая, на трюк бежит как молния, очень красиво катит «мяч». Есть кот Рыжик. Он курянин. По паспорту он Котэ. Во время пандемии мы были в Курске, у знакомой артистки окотилась домашняя кошка, и одного котёночка она отдала мне. Ещё есть Бася – чёрная с рыжими подпалинами. Тоже досталась по наследству. Дебютанты программы – Лёлек и Болек. Они родились в июле. Представление в Курске для них – первое. Кстати, цирковые кошки не знают, что значит призыв «кис-кис-кис», чтобы зрители не отвлекали их во время представления. КАЗУСЫ ЦИРКОВОГО МАСШТАБА – Однажды у нас работал енот-полоскун, – рассказывает Ульяна Машковцева. – В самом начале номера он укусил меня за палец. Мне пришлось сделать руку лодочкой. После к нам должны были выйти работать медведи, ни в коем случае нельзя было, чтобы осталась кровь. К счастью, удалось незаметно вытереть о пиджак одного из ребят из униформы. Извинилась: «Я потом постираю». Зрители это заметили и написали отзыв: «Мы видели, что девочку укусил полоскун, но она не подала вида и отработала номер». Сразу скажу – просто так зверушка никогда не укусит. Я тогда только начинала работать и неправильно дала ей вкусняшку. А ещё у нас был енот Сильвер. Приобрели его в Красноярске. Мы привыкли, что енот – это маленький серенький клубочек. У нашего же было большое пузо и длинные лапы. До полугода он был у нас дома. Мы жили в гостиничном номере, и, когда уходили, его приходилось закрывать. Вернувшись однажды, обнаружили пустую клетку, отправились на поиски. Вскоре Сильвер нашёлся – он был на столе возле ополовиненной сковороды с макаронами по-флотски. Сильвер крепко спал. Елена ГАМОВА Фото автора, Евгения СТАРКОВА, Сергея БАРСУКОВА и из личных архивов героев публикации