Аварии на НПЗ и атаки беспилотников могли сократить выпуск бензина в России
Информацию о сокращении производства бензина в России на фоне украинских ударов и не всегда объясненных аварий на предприятиях публикует газета «Коммерсантъ». Издание приводит слова неназванных источников, «знакомых с отраслевой статистикой», о январском снижении выпуска на не очень значительные, но все же заметные 2%. По данным газеты, главной причиной стала авария на Нижегородском НПЗ «Лукойла», где остановилась одна из двух установок каталитического крекинга. Сообщается, что в результате выпуск бензина упал на 200 тысяч тонн в месяц и сроки восстановления производства пока неизвестны. Издание называет событие «главным шоком бензинового рынка [России] в этом году».
О цифрах рассуждает президент Независимого топливного союза Павел Баженов:
Павел Баженов президент Независимого топливного союза «Цыплят по осени считают, поэтому 2% в моменте похоже на правду. Чем обусловлено? Обусловлено аварией на НПЗ «Лукойла». Это крупный нефтеперерабатывающий завод, на который приходится большой объем переработки относительно всего рынка. Тем не менее это не что-то фатальное, не что-то критичное, хотя, конечно, неприятно. С начала года наблюдается достаточно серьезный рост [стоимости топлива] относительно предыдущих периодов. Это нетипичный рост, потому что обычно все-таки вход в высокий сезон начинается в марте. А тут уже в январе мы увидели достаточно ощутимый рост».
Как указывает газета, с начала года заводам «Новатэка» в Усть-Луге и «Роснефти» в Туапсе приходилось делать паузы из-за атак беспилотников. На прошлой неделе в Минэнерго сигнализировали, что проблему воспринимают серьезно: ведомство предлагает ввести над объектами топливно-энергетического комплекса бесполетные зоны.
О затруднениях российского ТЭК, которые не стоит преувеличивать, рассказывает управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко:
Максим Дьяченко управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» «Проблема в том, что зачастую использовалось западное оборудование. Если происходит поломка, а поставки сейчас идут не прямые, через схемы параллельного импорта, то логистика получается более сложная. Тот ремонт, который раньше делали за месяц-два, теперь займет четыре-пять месяцев. То есть простая поломка НПЗ уже составляет больше проблем. Дополнительно факторы атак на нефтеперерабатывающую инфраструктуру тоже, конечно, тревожат рынок. Хотя, по-моему, из семи атак, которые были за последнее время, о которых писали СМИ, ни одной серьезной аварии пока что не было. То есть все аварии приводят к незначительным повреждениям НПЗ либо к повреждению резервуаварного парка, в котором хранятся нефтепродукты. С учетом того, что все хранилища небольшие по объему и они распределены равномерно, [атаки] существенного урона рынку не наносят».
Еще одним фактором биржевого подорожания бензина могли стать спекуляции. На прошлой неделе ФАС объявила о проверках участников торгов на товарно-сырьевой бирже в Петербурге на предмет манипулирования рынком. По данным ведомства, благодаря новым критериям выявления недобросовестных практик биржевые цены на Аи-92 1 и 2 февраля упали почти на 10%. Газета «Коммерсантъ» указывает, что, несмотря на небольшое снижение выпуска бензина, предложение топлива на внутреннем рынке год к году выросло на 6% за счет сокращения экспорта.