«Ты же девочка»: студентки столичных колледжей — о выборе неженской профессии, большой мечте и стереотипах

Сверлить, клепать, вытачивать детали и перебирать автомобильные двигатели под силу не только мужчинам. Это доказывают студентки столичных колледжей. Они убирают волосы в пучок, надевают форму и принимаются за непростую работу, преодолевая трудности и пробуя свои силы в выбранной профессии.

«Ты же девочка»: студентки столичных колледжей — о выборе неженской профессии, большой мечте и стереотипах
© Mos.ru

Сегодня в системе социального комплекса столицы есть 53 колледжа, где по самым разным специальностям обучаются свыше 50 тысяч девушек. Москвички осваивают технологии машиностроения, разбираются в устройстве автомобилей и даже собирают детали самолетов.

В честь 8 Марта рассказываем, какие непростые специальности осваивают студентки, что ценят в выбранном деле и где находят вдохновение.

Шницель, котлетный автомат и любовь к деталям

Нередко бывает, что человек определяется с выбором будущей профессии еще в школе. Например, тяга к точным наукам и программированию помогла найти призвание Анастасии Панферовой. Сегодня она студентка первого курса Московского государственного образовательного комплекса (МГОК) по специальности «технология машиностроения».

«Я поняла, что хочу работать на станках, когда школьницей поехала на экскурсию на площадку МГОК “Технополиса Москва”. Увидела, как там все устроено, и вдохновилась. Захотела поступить в колледж и освоить специальность по технологии машиностроения. Сейчас мне очень нравится это дело, оно похоже на своего рода магию: можно сделать чертеж, запрограммировать станок, запустить его — и вот нужная тебе деталь готова», — рассказывает Анастасия Панферова.

За время учебы Анастасия овладела навыками программирования, научилась пользоваться токарными и фрезерными станками с числовым программным управлением, выполнять слесарные работы. Благодаря этому она уже может сделать разные детали. Во время практики она с успехом выполняет все задания, а при возможности оттачивает навыки, изготавливая предметы по собственной задумке. Так, девушка выточила алюминиевые статуэтки для украшения интерьера.

В свободное от учебы время Анастасия Панферова занимается вокалом, а свой талант демонстрирует на выступлениях в колледже. На одном из таких концертов ее пение сопровождало видео, на котором она работала за станком.

«Тогда я поняла, что в этом не только моя страсть, но и уникальность. Немногие девушки осваивают такую профессию. А ведь сегодня она уже не про тяжелый труд, как казалось раньше: работа на станках автоматизирована. Она про взгляд, про идею, про самореализацию. Ты вкладываешь в эту профессию себя и многое получаешь взамен. В колледже я приобретаю важные знания и навыки, а еще я нашла здесь свою любовь», — говорит собеседница.

Муж Анастасии учится на два курса старше. Вместе они постигают технологии и строят карьерные планы. Она мечтает в будущем при поддержке супруга открыть свой завод, оснастить его передовым оборудованием и изготавливать востребованную на рынке продукцию, например станки или детали для машин.

Связать свою жизнь с производством мечтает и Анастасия Михайлова, студентка третьего курса Московского образовательного комплекса имени Виктора Талалихина. Она будущий специалист в области технологии мяса и мясной промышленности.

«Сколько себя помню, всегда любила готовить и даже хотела стать поваром. Но когда пришло время определяться с профессией, поняла, что мне нужно что-то интересное, неординарное, необычное. Я присмотрелась к специальности, связанной с выпуском мясной продукции. Уже на первой практике поняла, что сделала правильный выбор. Ведь здесь ты не просто готовишь, а начинаешь с самого первого шага — обработки. Теперь я знаю, как распознать качественную продукцию на прилавках и как сделать мясо действительно вкусным», — рассказывает Анастасия Михайлова.

Благодаря приобретенным в колледже знаниям она радует семью мясными блюдами: отбивными и шницелем. Будущий мастер выбирает мясо по цвету и обязательно проверяет герметичность упаковки. А еще здесь важна ловкость рук. Об этом Анастасия Михайлова узнала на практических занятиях.

На втором курсе студентка прошла практику на предприятии колбасного производства, где научилась в том числе пользоваться необходимым в производстве оборудованием: термокамерой для копчения, посолочным инъектором, котлетным автоматом и даже массажером для мяса. Устройство разминает мышечные ткани, делая кусочки мягче. За счет этого у мяса получается нежный вкус.

«Работа на мясном производстве — дело непростое, ответственное. От экспертов в этой области зависит качество продукции, а значит, здоровье покупателей. Но в этом и суть профессионализма: выбирать что-то большее, стремиться реализовать себя. К этому я и иду. После окончания колледжа мне бы хотелось устроиться на производство», — отмечает Анастасия Михайлова.

Помимо учебы и кулинарии, Анастасия нашла свое призвание и в волонтерстве. Она помогает на крупных городских мероприятиях и создает по их итогам тематические видеоролики.

Изобретатели, предприниматели и творцы: как реализуют себя московские студентыАртист, хореограф, бутафор: каким творческим специальностям обучают в столичных школах искусств и колледжахСергей Собянин назвал главные направления развития профобразования в Москве

От гоночных машин до самолетов

Непростую специальность выбрала и студентка первого курса Московского автомобильно-дорожного колледжа имени А.А. Николаева Екатерина Михаеса. Она планирует стать автомехаником.

«Интересоваться машинами я стала в седьмом классе, когда на уроке технологии нас разделили на группы. Девочки учились делать презентации, мальчики — разбирать и собирать детали машин. Мне компьютеры быстро наскучили, и я пошла посмотреть, чем заняты одноклассники. Там и осталась. Почти два года занималась автомобилями, а к выпускному классу поняла, что хочу связать с этим направлением свою жизнь», — вспоминает Екатерина Михаеса.

За время учебы в колледже она уже изучила устройство стартера, генератора и автомобильного реле, научилась менять тормозные колодки и диски. Еще мечтает научиться профессионально перебирать двигатель. В этом ей помогают практические занятия по специальности, а еще Екатерина тренируется чинить машину дома.

«Мне помогает папа. Он не сразу поверил, что я действительно пойду в автомеханики, но, когда понял серьезность моих намерений, поддержал. Теперь мы иногда вместе чиним его машину, — рассказывает собеседница. — Мне повезло с поддержкой, но нередко в таких случаях говорят: “ты же девочка” или “не женское это дело”. Это стереотип. Девушки способны на многое», — добавляет студентка.

Екатерине Михаеса 16 лет, она любит свою специальность и уже задумывается о карьере. В будущем она мечтает стать механиком в гоночной команде. В свободное от учебы время смотрит видеоролики об известных гонщиках и профессионально фотографирует.

Железные машины — неотъемлемая часть жизни и студентки первого курса политехнического техникума № 47 имени В.Г. Федорова Валерии Шаповаловой. Только в ее сердце не автомобили, а самолеты. Она будущий слесарь-сборщик авиационной техники.

«Мой выбор профессии можно назвать случайностью, но теперь я понимаю, что это была судьба. Я поступала в техникум № 47 на информационные технологии, но мест не осталось, и мне предложили попробовать авиацию. Подумала: поступлю, чтобы не терять время, а при возможности переведусь. Но уже к началу первой практики поняла, что останусь. В нашей группе всего две девочки, и поначалу было волнительно, я не знала, здесь ли мое место. А потом я заметила, что все получается, складывается. И я решила: здесь», — рассказывает Валерия.

Уже на первом курсе она научилась работать на слесарных станках, делать подгонку и разметку, сверлить, зенковать, попробовала себя в роли клепальщика. Этот специалист ставит клепки, соединяя детали самолета. Такой способ крепления — самый безопасный для авиации. Клепки лучше всего выдерживают вибрацию и обеспечивают герметичность соединения при высоких нагрузках в воздухе, при взлете и посадке. А еще Валерия Шаповалова изготавливала макеты самолетов и даже помогала собирать на практических занятиях двигатель истребителя. Она доказывает, что девушкам подвластна любая профессия.

«Это, конечно, нелегко. Детали тяжелые, для работы нужна сила. Например, у меня не сразу получалось резать ножницами по металлу, не получалось физически. Тогда я записалась в спортзал. К любимому хобби — игре на пианино — добавилось еще одно увлечение, а в учебе стало все получаться. Меня даже хвалят за аккуратность, — подчеркивает Валерия. — Не важно, мужское дело или женское, главное, что оно твое».

Отработка навыков и погружение в профессию: свыше 30 тысяч студентов московских колледжей прошли практику на предприятиях городаСобянин: В колледжах создадут еще 10 тыс. бюджетных мест для девятиклассниковЭкономика стала самой популярной специальностью у выпускников столичных вузов в 2023 году