«Люди были в шоке и в панике»: школьники — о том, как спасали людей во время теракта в «Крокусе»

25 марта детский омбудсмен Мария Львова-Белова вручила благодарственные письма Исламу Халилову и Артему Донскову, которые спасали людей во время теракта в «Крокусе».

«Люди были в шоке и в панике»: школьники — о том, как спасали людей во время теракта в «Крокусе»
© Вечерняя Москва

По словам 14-летнего Артема Донскова, который 22 марта подрабатывал гардеробщиком, в этот вечер все начиналось как обычно.

— Мы принимали куртки. До третьего звонка, который обозначает начало концерта, оставалось совсем немного времени. В один момент мы увидели огромную толпу людей, которая начала бежать. Наши коллеги передали нам, что в ТЦ стреляют. Через несколько секунд после этого мы услышали очередь выстрелов, — делится подробностями мальчик. — Толпа людей в панике направилась в сторону служебного помещения и оказалась в тупике. Мы с ребятами это увидели и решили взять все в свои руки. Развернули всех и повели в нужную сторону, где открыли аварийный выход, через который все и вышли.

Артем также отмечает, что он с коллегами старался убедиться, что все люди эвакуировались и никто не остался внутри. Поэтому ребята выходили самыми последними, провожали пострадавших до метро и делали все, что в их силах.

— Когда я вывел всех людей, я позвонил маме, рассказал, что случилось. Она очень за меня переживала, — рассказал Артем.

Еще один герой, 15-летний Ислам Халилов подрабатывает гардеробщиком в «Крокусе» на протяжении года. Также восьмиклассник увлекается футболом. Его любимая команда — московский «Спартак». Для Ислама рабочая смена тоже началась как обычно. Из-за привычного шума выстрелы ему удалось услышать не сразу.

Трагедия в «Крокус Сити Холле»: кто стоит за атакой и можно ли защититься от терроризма

— Изначально звуки были непонятными. Но потом со стороны эскалатора и лестницы начали выбегать люди, тогда я уже понял, что это террористы. Я знал, что необходимо делать, и помогал людям, как мог. Просто взял все под свой контроль, потому что люди были в шоке и в состоянии паники не знали, куда идти: я помог собрать им все вещи и правильно выйти на улицу, — рассказывает корреспонденту «ВМ» 15-летний Ислам Халилов. — Среди тех людей были дети, поэтому я пропускал их вперед вместе с родителями.

Всего мне удалось эвакуировать более ста человек.

По словам Ислама Халилова, он хорошо запомнил инструктаж, который проходил перед тем, как приступить к работе, и знал порядок действий, который отрабатывается сотрудниками на случай чрезвычайного происшествия.

На церемонии награждения ребята получили благодарности за самоотверженность, смелость и личное мужество. Также юношам подарили ноутбуки.

Вместе с Артемом Донсковым и Исламом Халиловым людей также спасали их коллеги — гардеробщики: 17-летний Никита Иванов и 15-летняя Виктория Волчихина. Никита Иванов тоже вспоминает, что ничего не предвещало беды.

— Когда я услышал выстрелы в первый раз, я вешал куртку. Сначала ничего не понял, подумал, что, может быть, ребенок какой-то взорвал хлопушку. Оборачиваюсь и вижу, как люди бегут в сторону служебного выхода. Гардероб уже весь пустой. Я встал, постоял секунды три, осознал ситуацию, — пересказывает события того дня Никита Иванов. — Наша начальница подсказала нам, куда лучше направлять людей. Я старался успокаивать всех. Рядом со мной шла женщина, плакала, просила меня держать ее за руку и проводить дальше, потому что она вообще не понимала, что происходит. На одной из лестниц тоже сидела девушка, не могла встать от шока. Мы ее подняли и увели с собой.

Гардеробщица Виктория Волчихина тоже не сразу поняла, что случилось, однако, как и ее коллеги, сориентировалась достаточно быстро.

— В какой-то момент я стояла в гардеробе одна. Мы все активно предупреждали прохожих об опасности, — рассказывает Виктория Волчихина. — Только после того, как все закончилось, я полностью осознала произошедшее.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мария Львова-Белова, уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ:

— Когда ребята выходили на награждение, я увидела,что у них нет ни тени какой-то гордости или тщеславия. У меня сжималось сердце, потому что я понимала: в тот момент их самих надо было спасать.

Но при этом они помогли тем, кто пошел не туда. Это правда удивительно. В этом главная ценность, когда люди делают не думая. Потому что они, наши дети, не могли сделать по-другому.