Как на БАМе появились династии железнодорожников?
50 лет назад началось возведение Байкало-Амурской магистрали. Студотряды покоряли вечную мерзлоту, строили не только дорогу, но и целые населенные пункты. Например, поселок Беркакит. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Дмитрий Каратаев.
Зоя Шайхулина на БАМе уже 45 лет. В Беркакит перебралась из Амурской области. Работала дежурной по станции, будущий супруг – машинистом тепловоза. Их поженила железная дорога.
«Мы с ним там познакомились. Ну, а в декабре 1978 года уже я переехала в Тынду. У нас свадьба была тоже в Тынде в марте 1979 года. Мужу дали квартиру здесь, в Беркаките, и мы переехали. С 1980 года живем», – рассказала Зоя Шайхулина.
Осваивать новую железнодорожную ветку Тында-Беркакит приходилось в суровых условиях. В поселке посреди тайги было всего несколько улиц. Зимой за окном минус 62. Характер закаляли в работе. И практически не расставались.
«Он на маневровом, я дежурный по станции. В одну смену даже ходили, и на работу, и с работы, и отдыхали вместе. Ездили везде в отпуск вместе», – вспоминает ветеран БАМа.
Три дочери окончили Дальневосточный государственный университет путей сообщения. И тоже остались БАМе.
«Во время учебы вышла замуж, и поэтому и осталась здесь доучиваться и заканчивать институт. Муж у меня тоже железнодорожник, монтер пути, 24 года работает. Мы очень часто советуемся с мамой, так как она наша глава семьи, встречаемся на различные праздники», – рассказала дочь первостроителей БАМа, приемосдатчик станции «Беркакит» Елена Джафарова.
Самая младшая, Юлия Ельмеева, железнодорожником мечтала стать с пеленок. Вместо сказок на ночь заслушивалась рассказами матери о жизни на станции. Премудростям профессии продолжает учиться у старшей сестры.
«Я работаю дежурным по станции «Нюренгри-Грузовая» восьмой год. С Леной мы сейчас, получается, работаем вместе, она очень много может подсказать мне по программам, в которых она работает, наши рабочие секретики может подсказать», –поделилась Юлия Емельева.
Своей профессией они гордятся. Вечную мерзлоту покоряли не ради наград, ехали за романтикой.
«Когда поезд идет мимо, и такая скорость, радость была. Я всегда радовалась. Сейчас иногда тоже, когда поезд мимо идет, сердце радуется», – рассказала Зоя Шайхулина.
Зоя Шайхулина уже 15 лет как на заслуженном отдыхе. И об ударной стройке века теперь рассказывает внукам. Железная дорога Малого БАМа кормит жителей поселка и сегодня. Беркакит – южные ворота Якутии, связующее звено между республикой и всей Россией. Через него везут уголь, нефтепродукты и все жизненно важные грузы. Под стук колес и гудок тепловоза здесь живут почти четыре тысячи человек.