За что "Кино", "Алиса" и другие легенды рока могут быть обязаны Андрею Тропилло

Именно благодаря этому человеку русский рок стал в начале 80-х явлением, доступным для всей страны. Рок-группы выступали тогда еще в небольших залах и кафе, опасаясь попасть под статью о "незаконной концертной деятельности", а единственная на весь СССР фирма грамзаписи "Мелодия" строго игнорировала такую музыку… И только он - в недавнем прошлом студент физфака ЛГУ (ныне - СПбГУ), гитарист и флейтист, изобретатель, фанат техники, приборов и первой, пока любительской звукозаписи рока - первым начал с этим упорно бороться. Прививал музыкантам "альбомное мышление", загонял их в свою студию, чтобы не забывали про песни за гулянками и поисками мест для концертов (от культовых групп тех лет "Санкт-Петербург", "Соколы" или "Славяне" вообще не осталось ни одной фонограммы) , помогал в записи, подыгрывая им на флейте…

За что "Кино", "Алиса" и другие легенды рока могут быть обязаны Андрею Тропилло
© Российская Газета

Неизвестно, случился ли бы феномен "ленинградского рока", если бы не Андрей Тропилло. Музыкант, саунд-продюсер и большой поклонник русского рока, который скончался в возрасте 73 лет вдали от родного города. В последние годы Тропилло жил и в Финляндии.

Никто точно не скажет - была ли в том обида, от того, что его - человека, сыгравшего столь значительную роль в истории русского рока - фактически забыли?! Не пригашали в качестве почетного гостя на фестивали и в жюри конкурсов, вот и на "Чартову дюжину" (главную российскую премию в области рок-н-ролла) - тоже не звали. Но то, что это не справедливо, по крайней мере - точно.

А начинал Тропилло, кстати, с того, что в середине 70-х купил и освоил полупрофессиональный магнитофон с двумя микрофонами, который сам же и починил и усовершенствовал. И вначале записал один из квартирных концертов в Ленинграде Владимира Высоцкого, а потом и Булата Окуджаву, спевшего в ЛГУ. Но постоянно искал место для собственной студии.

В 1979 году Андрею Тропилло наконец-то повезло. Его взяли на работу в Дом юного техника, на окраине города, в Охте - руководить любительской киностудией и преподавать детям искусство кино. Он и преподавал, а попутно создавал там же собственную аудио-студию. На свои деньги прикупал списанную аппаратуру на Ленинградском телевидении, в консерватории, Театре кукол - от пультов до динамиков, обработок звука и микрофонов. Усовершенствовал все до уровня Hi-Fi.

А когда из Москвы приезжал тонваген с фирменной, полностью оборудованной импортной техникой студией (принадлежавшей Московской филармонии, записывавшей выездные концерты своих гастролеров), договаривался с звукорежиссером-москвичом и по ночам писал уже своих - питерских рокеров.

Именно благодаря Тропилло были записаны и выпущены альбомы "Кино", "Алисы", "Телевизора", "Мифов" (этот уже в содружестве с другим звукорежиссером-энтузиастом - Юрием Морозовым"), "Аквариума", "Мануфактуры", "Тамбурина", "Странных игр", "Пикника", "Облачного края" и многих других…

Потом из них делали магнитоальбомы - чисто советское изобретение! Как правило, на 40-45 минут звучания, чтоб уложиться на две стороны, купленной в магазине коробке с пленкой "Свема". Фотографировали артистов, изобретали дизайн - так и оформляли обложку и заднюю сторону коробки.

И магнитоальбом был готов - его можно было продавать. И иногда даже заработать на этом.

Причем, Тропилло записывал только тех артистов и группы, которые лично ему нравились

Но больше всего он любил, пожалуй, "Кино" и "Зоопарк" (альбом Майка Науменко и его коллег "Уездный город N" - до сих пор хрестоматия для будущих звукорежиссеров). Еще один шедевр мастера - первый магнитоальбом "Алисы" - "Энергия" - там есть и многочисленные наложения звука, и кто-то начинающий читать вдруг где-то сверху стихи, потусторонние звуки, перепады напряжений, мгновенные какофонии, из которых вырастает новая энергетика!

Создав студию "АнТроп", Тропилло взялся и за продюсирование начинающих групп, иногда находил для них дополнительных музыкантов. Среди них были стоящие группы: "Ноль" или "Объект насмешек", "Время любить". Были и те, кто в истории не остался.

Некоторое время продюсер издавал на своей фирме "АнТроп" в 90-х и виниловые диски с рок-классикой: Deep Purple, Yes, Black Sabbath, но пору рок-просветительства свернул. Ибо обладатели прав на записи ее не одобрили.

Зато к своему 55-летию, отпразднованному в 2006 году, Андрей Тропилло записал уже более 300 альбомов русского рока! Быоо время - участвовал в организации музыкальных фестивалей, замахнулся и на Европу, где у него образовалось много деловых партнеров в Нидерландах и Финляндии….

Где состоится прощание с продюсером и саунд-дизайнером, так много сделавшим для развития российской рок-музыки Андреем Тропилло пока не известно.