Дончанин Юрий Шебанов не отчаялся после потери рук и помогает другим ветеранам

"Здравствуйте! Вы по какому вопросу? Чем я могу помочь?" - звучит спокойный дружелюбный голос. На входе в донецкий филиал фонда "Защитники Отечества" корреспондента "РГ" встречает улыбающийся парень, и то, что он готов помочь, действительно, чувствуется сразу. Левой руки у моего собеседника нет. Правой он указывает, как и куда пройти. Не сразу понимаю, что и вместо нее у сотрудника фонда бионический протез.

Дончанин Юрий Шебанов не отчаялся после потери рук и помогает другим ветеранам
© Российская Газета

Высота Дерзкая

31-летний дончанин Юрий Шебанов получил серьезные ранения во время боевых действий в Донбассе. Но даже лишившись рук, он решил не отчаиваться, а помогать другим ветеранам. Именно для этого Юрий устроился на работу в фонд "Защитники Отечества".

"До 2014 года я работал сварщиком на углеобогатительной фабрике. Когда начались события 2014 года, поначалу думал, что на Майдане в Киеве поскачут пару месяцев и все успокоится. Но становилось только хуже и хуже. Я смотрел по телевизору, как развиваются события и в конце концов понял, что больше не могу оставаться сторонним наблюдателем. В сентября взял оружие и пошел защищать Донбасс. Тогда мне было 22 года. Получил позывной "Минус". Сначала был рядовым стрелком, потом разведчиком, потом освоил ЗУ-шку (зенитную установку- Прим.ред.)", - рассказывает свою историю Юрий.

Повоевать ему пришлось в донецком аэропорту, Иловайске, Горловке, Новоазовске… Особенно запомнилась высота Дерзкая. Такое название ей дали потому что бойцы ДНР отчаянно держались за нее, несмотря на непрекращающиеся обстрелы и многочисленные атаки противника. Однажды на этой высоте Юрия прикрыл от осколков товарищ с позывным Борода.

"Нас постоянно обстреливали, стараясь стереть наши позиции с лица земли. Однажды в блиндаж попала мина, пробила перекрытие. Всех находившихся там контузило. Когда мы выбрались - еще один прилет. Борода закрыл меня. Его - насмерть, а мне посекло осколками правую сторону", - вспоминает Юрий.

Произошедшее настолько врезалось ему в память, что впоследствии Юрий описал этот случай на бумаге. Рассказ Юрия вошел в сборник произведений участников СВО "Жизнь за други своя" под редакцией Захара Прилепина, изданного фондом "Защитники Отечества".

Жизнь без рук

На высоте Дерзкой Юрий был ранен трижды, но всякий раз снова возвращался в строй. После очередного ранения он стал оператором-наводчиком БТР. После взятия Мариуполя его подразделение перебросили на луганское направление, где шли бои за Попасную и Лисичанск, потом снова вернули в Донецк. Тогда Юрий и попал под очередной обстрел. Причем, беда случилась не на передовой, а во время увольнения.

Юрий научился жить без рук и даже участвовал в соревнованиях по кибератлетике и победил. Фото: Руслан Мельников

"Прогремел сильный взрыв, - рассказывает Юрий. - Потом помню две картинки. Я открыл глаза - руки еще были. Закрыл. Потом снова открыл - рук нет. Это я осознал, когда очнулся в больнице. Еще была сильно повреждена нога: два открытых перелома, множественные осколочные. Конечно, испытал шок от того, что остался без рук. Но замыкаться, уходить в себя я не стал. Сосредоточился на ноге. Все мысли были только о том, чтобы хотя бы ее спасли. Хотелось ходить, а не быть привязанным к кровати. Врачи попались хорошие, ногу удалось сохранить. Потом я думал о том, что если остался жив, и если Бог дал мне второй шанс, значит чего-то важного и хорошего я в этой жизни я сделать еще не успел".

Началось долгое восстановление. Пришлось некоторое время провести с аппаратом Илизарова на ноге. При этом Юрий учился жить без рук. Научился. Благодаря бионическому протезу он теперь может самостоятельно обслуживать себя. Юрий даже участвовал в соревнованиях по кибератлетике и победил. "Настоящий боец" - говорят о нем в Донецке.

"Живу один и в принципе все могу делать сам. Дверь открываю-закрываю ключом, кушаю, одеваюсь, бреюсь, чищу зубы. Могу брать предметы, например, кружку, вилку. Протез работает благодаря датчикам в мышцах. Мышцы напрягаются-расслабляются, поступает сигнал на протез, он выполняет нужное движение, - объясняет работу бионики Юрий. - Месяца три-четыре привыкал. А теперь фонд помог приобрести два новых еще более совершенных протеза. Но они тяжелее и немного по-другому работают. Руки к ним должны привыкнуть".

Полезная работа

В процессе реабилитации Юрий видел, как живут другие ветераны-инвалиды. И решил, что в сложной ситуации нужно поддерживать и мотивировать друг друга. Это было одной из главных причин, по которой, он устроился в фонд "Защитники Отечества". К тому же Юрий понимал, что работа не даст ему самому отчаяться. Он успешно прошел собеседование, отучился на курсах и приступил.

"На самом деле я чувствую, что эта работа приносит пользу. Моя обязанность - встретить посетителя, узнать, чем мы можем ему помочь, а потом связать с нужным социальным координатором. Люди к нам приходят разные, каждый со своей проблемой. Бывают и такие, у кого в душе накипело или что-то произошло, что-то выбило из колеи. Некоторые на эмоциях, переживаниях. Надо человека выслушать, понять, успокоить. К каждому нужен особый подход. Кому-то посочувствовать, кого-то поддержать, а кому-то лучше не лезть в душу. Смотришь на человека и понимаешь, в каком он эмоциональном состоянии и как с ним лучше общаться", - говорит Юрий.

Многие посетители видят, что на входе в филиал фонда их встречает человек без рук, и осознают, что не просто сейчас всем. А доброжелательный голос Юрия способен успокоить любого.

"Что мне говорят в таких случаях? Молодец, говорят, красавчик. Здоровья и удачи желают. И я им тоже", - улыбается Юрий.

Кстати

Коллеги в донецком филиале фонда "Защитники Отечества" отзываются о Юрии очень тепло.

"Юра - светлый, открытый человек, - говорит руководитель филиала Марина Соловарова. - С ним всегда интересно общаться. Изначально он обратился в фонд по вопросам выплат и протезирования. Мы занялись его проблемами. Выплаты Юра получил, помогли ему с протезами. Верхние конечности сложно протезировать, но и эта проблема решаема. Работу Юре предложили сразу, не задумываясь. От него как будто идет человеческое тепло. При этом он настоящий джентльмен: всегда перед женщиной откроет дверь, пропустит вперед. И в работе фонда участвует очень активно. Я думаю, Юрий сейчас на своем месте. Он очень нам помогает. Даже если придет ветеран в не самом хорошем настроении, он многое переосмысливает, встретив у нас такого же участника боевых действий с тяжелыми ранениями, который нашел в себе силы не отчаиваться. И Юра найдет с ним общий язык, поговорит на близкие обоим темы, расспросит, подскажет, поможет, потому что прекрасно его понимает".