Войти в почту

15 августа 1990 года погиб Виктор Цой

Рок-музыкант, один из основателей группы «Кино» Виктор Цой погиб 15 августа 1990 года в автокатастрофе. Ему было всего 28 лет, но он успел оставить такое яркое творческое наследие, что его песни до сих пор популярны у молодёжи. В беседе с RT продюсеры, исполнители и музыкальные критики рассказали, в чём секрет музыки Цоя, почему его песни завоевали всенародную любовь на сломе эпох и до сих пор не теряют актуальности. А также какие музыканты могли оказать влияние на Цоя и почему он не стремился к роли выразителя общественно-политических настроений.

15 августа 1990 года в автокатастрофе погиб Виктор Цой — культовый музыкант, актёр и художник. Возвращаясь с рыбалки во время отдыха в Латвии, он не справился с управлением: его москвич на большой скорости врезался во встречный рейсовый автобус. Последняя пластинка группы «Кино» под названием «Чёрный альбом» была выпущена уже после смерти её лидера и имела большой коммерческий успех.

Виктор Цой родился в Ленинграде 21 июня 1962 года в семье инженера и преподавательницы физкультуры. Свою колоритную внешность он унаследовал от деда — этнического корейца, депортированного из Приморья в Казахстан. С детских лет Виктор увлекался рисованием и музыкой, но после отчисления из художественного училища окончил ПТУ по специальности «резчик по дереву». Чтобы избежать наказания за тунеядство, в разное время работал реставратором, уборщиком и кочегаром.

С конца 1970-х годов Цой вращался в кругах ленинградского андеграунда и участвовал в нескольких музыкальных группах, а в 1981 году вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским основал группу «Гарин и гиперболоиды», вскоре переименованную в «Кино».

Свой первый альбом «45» группа записала в 1982 году. После этого дебюта при жизни Виктора Цоя было выпущено семь альбомов: «46», «Начальник Камчатки», «Это не любовь», «Ночь», «Группа крови», «Последний герой», «Звезда по имени Солнце».

Массовая популярность пришла к группе во второй половине 1980-х. Музыканты активно гастролировали, завоёвывали награды на музыкальных фестивалях, их записи продавались миллионными тиражами.

Виктор Цой успел поработать и в кино: он снялся в фильмах «Конец каникул», «Асса», «Игла», а также в ряде документальных картин.

Каждый год поклонники коллектива отмечают день памяти рокера. В этом году к этой дате мэрия Москвы приурочила серию памятных мероприятий, которые продлятся три дня. С 15 по 17 августа на Чистопрудном бульваре пройдёт винтажный маркет, на котором можно будет приобрести более 500 антикварных предметов, связанных с жизнью и творчеством музыканта. Каждые два часа гостей ждут викторины по песням Цоя, а в рамках дискуссионного клуба можно будет послушать известные и не самые популярные его песни на виниле, чтобы погрузиться в атмосферу советских квартирников.

«Перепевал утренние газеты»

RT попросил музыкальных специалистов и известных людей рассказать об истоках творчества Виктора Цоя, почему его музыка продолжает жить в сердцах людей и вдохновлять всё новые поколения.

— Как проходило становление Цоя-музыканта? На кого он ориентировался?

Радиоведущий, музыкальный критик Алексей Певчев:

— Конечно, главные его учителя, наставники — в первую очередь Майк Науменко, лидер группы «Зоопарк», уникальный музыкант и поэт. Он сильно накачивал Цоя музыкальной информацией, направлял его в творческом и культурном плане. То есть он его учил рок-н-роллу, взгляды Цоя на музыку во многом сформировались под этим влиянием.

Например, в их ранней компании они слушали The Beatles, команды типа Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, Motörhead, XTC, конечно, Дэвида Боуи и ранний панк-рок. А позднее Цой больше начал тяготеть к музыке новой волны — Duran Duran, The Smiths, The Cure, Classix Nouveaux.

Вообще, Цой был очень наслушанным человеком, старался во всём оставаться на острие, если так можно сказать, быть в тренде. И это получалось у него абсолютно гармонично, потому что новое вызывало у него искренний интерес. То новое, что появлялось тогда в западной музыке, «Кино» адаптировало под свой стиль.

Журналист, музыкальный критик Сергей Соседов:

— Это был очень независимый музыкант — я бы не сказал, что он на кого-то ориентировался. По крайней мере, со стороны это не было заметно.

Наибольший успех начался, когда к раскрутке Цоя подключился Юрий Айзеншпис, — он стал директором группы. Айзеншпис организовывал уже всесоюзные гастроли, выступления на стадионах, он умел это делать.

— Пик популярности группы «Кино» пришёлся на перестройку. Насколько сильно музыка Цоя влияла тогда на настроения людей?

Сергей Соседов:

Виктора Цоя, конечно, открыла именно перестройка, без неё у него не было бы такого ошеломительного успеха. Когда он пел «Перемен, мы ждём перемен», он, по сути, перепевал утренние газеты — ведь первым о переменах заговорил Михаил Горбачёв. «Нужны перемены» — об этом все твердили тогда с утра до вечера, это было ясно всем. И Цой попал в эту струю.

Не говоря уже о том, что перестройка дала возможность молодым рокерам, независимым инди-артистам выйти на большую сцену. В Москве в 1986 году прошёл фестиваль «Рок-панорама», рок заполнил телевизионный и радиоэфир. Даже такие великие артисты, как Людмила Зыкина, отошли тогда на второй план, всюду был только рок.

Что касается Цоя — это был герой нового типа, именно в таких тогда нуждались люди.

Привычные эстрадные артисты в прекрасных костюмах, с замечательным вокалом и репертуаром уже к тому моменту приелись. Люди хотели видеть более простого героя, народного, такого же, как они сами. Человека из каптёрок, бараков, общежитий… И Виктор, несомненно, подходил под эту роль, не говоря о том, что он был харизматичным, интересным человеком. Плюс простые, запоминающиеся тексты, которые написаны с душой, искренне, о простых, бытовых историях. О том, чем жили простые люди. Вот в чём был секрет его успеха.

Алексей Певчев:

— Вообще, группа «Кино» всегда старалась отмежеваться от какой-то общественно-политической роли. Например, в песне «Война» речь идёт не о реальных боевых действиях, а о внутренней борьбе в душе человека. И даже песня «Перемен» посвящена вовсе не перестройке, а человеческим переживаниям. Но поскольку в обществе был очень большой запрос на перемены, то, прозвучав в фильме «Асса», песня стала своего рода гимном молодёжи.

Гений Цоя в том, что он очень простым языком чётко сформулировал мысли тогдашних молодых людей.

Я помню это, я сам тогда был совсем юным, и мы воспринимали Цоя как старшего брата, наставника. У его песен были очень понятные тексты, он не уводил в какие-то заумные поэтические дали. А кроме того, большинство его мелодий было легко сыграть на гитаре. Так что Цой стал героем для молодёжи во многом благодаря доступности его творчества — именно доступности, а не примитивности.

«Не писал ради коммерции»

— Почему творчество Виктора Цоя до сих пор не теряет популярности?

Музыкальный продюсер Иосиф Пригожин:

— Для меня песни Виктора Цоя — это великие стихи, потрясающая актуальная музыка, которая будет жить вечно. Дело в том, что всё, что делал Виктор, это было прямо от сердца, от души… И это не было специально смоделировано в коммерческих целях, как сейчас принято. Цой не писал ради коммерции — он писал то, что подсказывала ему душа.

Композитор, музыкальный продюсер Виктор Дробыш:

— Потому что в музыке, словах этих песен заложен большой смысл. Поэтому они и стали гимном миллионов. Актуальность не теряется, все эти слова подходят и для сегодняшнего дня. И самое главное — это действительно сильная музыка, такая всегда обречена на долгую жизнь.

Продюсер Игорь Панкер Гудков (спродюсировал масштабный трибьют-альбом «КИНОпробы»):

— Есть расхожая в музыкальной среде фраза «хорошие песни испортить невозможно». Как бы и кто ни сыграл такую песню, получится хорошо. И это определение подходит почти к каждой песне Виктора Цоя. Поэтому, кстати, они очень хорошо подходят для кавер-исполнения.

Певец, композитор Юрий Лоза:

— Потому что Цой не пел «на злобу дня», все его песни — вне времени. «Пачка сигарет», «Звезда по имени Солнце», «Перемен» — все эти песни написаны с расчётом на то, что они будут жить долго. Они очень простые, лёгкие для исполнения. Любой мальчик, который только-только научился играть на гитаре и у которого есть голос в одну октаву, легко может спеть эти песни. Секрет в простоте, и чем проще — тем лучше.

— Какую роль в развитии отечественного рока сыграл Цой?

Игорь Гудков:

— Одну из основополагающих. Цой является одним из столпов того, что мы называем русским роком. Хотя, будь он жив сейчас, думаю, что он тяготел бы к уже более модной на сегодняшний день, «продвинутой» музыке. Сложно представить, что бы он играл сейчас.

Цой был, бесспорно, большим мастером слова, а русский рок традиционно завязан на мощную смысловую нагрузку текстов. Это отличительная особенность этого жанра.

Андрей Певчев:

— Я не назову ни одного музыканта, который в полной мере перенял бы манеру Цоя. У него нет прямых преемников, фигур такого же масштаба. Хотя он, конечно, очень сильно повлиял на весь отечественный рок.

Сергей Соседов:

— За любым большим артистом всегда появляется волна подражателей. Были подражатели и у Цоя, но потом это схлынуло. Остались только песни самого Виктора. Каждый артист «выстреливает» в своё время. Цой остался как личность в своей нише, сегодня мы слушаем его песни как свидетельство перестроечной эпохи.