Марьяна Наумова: Пенсионные выкрутасы Шварценеггера мне не интересны
В 2011 году Марьяна Наумова стала первым в мире подростком до 14 лет, кому удалось взять вес в сто килограммов. После соревнований «Мисс Олимпия» на россиянку обрушилась мировая слава, ее пригласил на свой турнир Арнольд Шварценеггер, где лично награждал. Потом была дисквалификация, совпавшая с периодом, когда отстаивать свои права российским спортсменам в мире стало практически невозможно. Но Марьяна не потерялась: она не просто нашла в себе силы продолжить занятия спортом, но и стала вести общественную деятельность. Больше двух лет она помогает людям в зоне СВО, о чем снимает видеорепортажи. Об этом она рассказала в интервью «Парламентской газете».
- Марьяна Александровна, как вы пришли в спорт и когда поняли, что это ваше призвание? Какими достижениями/победами особенно гордитесь?
- Спорт в первую очередь — это пример родителей. Сколько помню, мама ходила на фитнес, а отец в обычную подвальную качалку. Я была очень активным ребенком, и, чтобы направить мою активность в нужное русло, в четыре года мама отвела меня на секцию спортивной аэробики. А в девять лет, когда меня не с кем было оставить дома, отец взял с собой на соревнования по пауэрлифтингу, в которых принимал участие. В разминочном зале я попросила его и решила попробовать выжать пустой гриф от штанги весом 20 кг, и у меня сразу получилось сделать это четыре раза. С того дня в спортзал я ходила вместе с отцом и не пропустила ни одной тренировки. Результат пришел очень быстро, сперва это было 35 кг на соревнованиях, потом 50, потом 80, 90…
Соревнования у меня были каждые два-три месяца, я начала побеждать взрослых женщин, и после чемпионата мира в Риге, получила приглашение на «Арнольд Классик», турнир в американском Коламбусе, который проводит Арнольд Шварценеггер. Выступала там несколько лет подряд, и в 2015 году выжала свой самый лучший результат в карьере, который составил 150 килограммов, это было в возрасте 15 лет. Никто и никогда из девочек не справлялся со штангой такого веса, как я знаю. Никто не сделал этого до сих пор…
- В вашей карьере была дисквалификация. Как прошли этот этап и как в целом преодолеваете трудности?
- В 2016 году на том же «Арнольд Классик» я получила дисквалификацию, как следовало из документа, «за следы мочегонного препарата в исследовании». В обычное время мне грозило бы предупреждение, максимум — временное отстранение на два-три месяца и в итоге тоже предупреждение. Но я попала в тенденцию преследования российских атлетов во всех видах спорта, целью было выдавливание элиты российского спорта с международных турниров, впереди маячил чемпионат мира в ЮАР, куда собственно меня и не допустили.
Наверное, мне нужно было быть внимательнее в жизни, но спорт для меня был в первую очередь хобби, я была школьницей, жила обычной жизнью, и, в общем, любое лекарство могло засветиться на контроле. Но у нас не было даже возможности оспаривать, судиться — наша федерация не помогала, да и не могла в то время помочь, поэтому случилось как случилось. Я получила отстранение на два года, во время которых выступала на неофициальных соревнованиях и продолжала тренировки. Спорт из моей жизни никуда не делся — любимое дело помогло пережить трудности.
- Кого считаете примером для подражания в спорте, в жизни?
- В первую очередь это мои родители. Отец, который всю жизнь в спорте, и в общем заложил во мне все самое важное и основное в характере и в моих жизненных целях и принципах. С Арнольдом Шварценеггером я познакомилась именно благодаря нему, сперва это были фильмы «Терминатор», «Качая железо» и «Хищник», потом спортивные достижения, а потом он меня поздравлял и мотивировал лично.
«Арнольд Классик» — это крупнейшее в мире силовое шоу, своего рода силовая олимпиада, на которую съезжаются тысячи атлетов и сотни тысяч зрителей со всего мира. Я установила там главный свой рекорд, меня поздравил лично Арнольд, пожелал удачи и зарядил мотивацией на всю жизнь. Безусловно, я отделяю его образ от реального человека, которым он является. Его пример — мечта многих: мальчик из бедной австрийской семьи стал главным культуристом планеты, затем известнейшим актером и голливудской звездой, а затем политиком и губернатором Калифорнии. Его спортивные принципы, применяемые в обычной жизни, работают. Это полная самоотдача, постоянное развитие, незацикливание на чем-то одном — и я это применяю.
А то, каким он оказался человеком, это показало его обращение к россиянам после начала СВО… Мы все это видели. И тогда я поставила для себя галочку — да, так бывает… До сих пор люблю фильм «Терминатор», и никакая политика или пенсионные выкрутасы Шварценеггера этого не изменят.
- Как вы пришли к общественной работе? Почему для вас это важно?
- В детстве отец рассказывал мне, что к нему в школу постоянно приходили какие-то спортсмены и интересные люди, рассказывали и о своем спорте, и разные истории из жизни, и это мотивировало советских детей записываться в секции. В моей жизни такого не было — в школу никто не приходил, секции стали платными, и все, что со мной случилось спортивного, — это заслуга родителей. Но я подумала, что смогу быть таким примером для ровесников, и с самого детства сначала у себя в Химках, потом в других городах, где проходили соревнования, я приходила в школы. Мы просто звонили или писали директору и говорили: давайте девочка-чемпионка придет к детям и пообщается. Там удивлялись, но в школу звали, поэтому я постоянно общалась с подростками, причем и в интернатах, и даже в колонии для несовершеннолетних, посещала молодежные лагеря и форумы.
Я считаю, что если ты преуспел в чем-то, то обязательно должен делиться этим с другими, мотивировать людей развиваться и становиться лучше, иначе это превращается в тупой и никому не нужный эгоизм ради кубков и медалей.
- Что сейчас составляет вашу основную деятельность и какие у вас планы?
С самого начала СВО я — военный корреспондент Первого канала. Думаю, это естественное продолжение моей общественной деятельности, только с намного большими возможностями. Меня пригласили на канал продолжать заниматься тем, чем я занималась с 2014 года: я ездила по школам и детским учреждениям Новороссии, проводила там спортивные соревнования, привозила гуманитарную помощь и освещала это в своем блоге. Сейчас уже больше двух лет снимаю авторский проект «Мы живы» в рамках ток-шоу «Время покажет». Это гуманитарный проект о людях войны, о гражданских, военных, учителях, шахтерах, коммунальщиках, детях, мужчинах и о женщинах — о всех тех, в чью судьбу постучалась нежданная гостья, война.
Сейчас мне, конечно, не до большого спорта. Я держу себя в форме, делаю зарядку и иногда бегаю по утрам, но в остальном все свободное время отдано журналистике. Так и вижу свое будущее: хочу заниматься общественной деятельностью, политикой. Вижу, что нужны перемены, и дальше действовать будем мы, как пел Виктор Цой.