«Певец гнева народного» Как Илья Репин выбрался из бедности и стал главным художником России?

Вряд ли есть хоть один другой художник, который сумел бы настолько полно и разнообразно изобразить Россию, как Илья Репин. Легендарный автор «Бурлаков на Волге» и десятков других картин, с детства знакомых каждому россиянину, писал бедняков и знаменитостей, революционеров и членов царской семьи, историю и современность, пустынные пейзажи и многофигурные сцены — кажется, от взгляда живописца не утаился ни один аспект существования его страны в XIX веке. Если Пушкин, по расхожему мнению, сумел создать энциклопедию русской жизни в литературе, то Репин сделал то же самое в изобразительном искусстве. Как ему это удалось, рассказывает материал «Ленты.ру» из проекта «Жизнь замечательных людей».

«Было бедно, скучно, хотелось есть»: как художник Илья Репин выбрался из бедности
© Lenta.ru

Нева, лето, яркий и теплый солнечный день. Илья Репин, молодой студент Академии художеств, стоит на палубе теплохода и наслаждается природой, отдыхая от шумного и пыльного Санкт-Петербурга. Глядя на яркие цветы, на бушующую зелень прибрежных усадебных участков, он уже до глубины души вдохновлен и рвется рисовать эскизы. Это чувство только крепнет, когда он видит толпы красивых барышень, сопровождаемых к речной станции нарядными молодыми студентами.

И тут «темное, сальное какое-то, коричневое пятно», которое пересекает дорогу идущим к причалу

Но первое впечатление Репина вовсе не негативное. Его реакция — восторг. Какой удивительный контраст бедняков, тянущих на тросах судно, с «чистым ароматным цветником господ»! Рассказать — никто не поверит.

А уже после приходит жуткое осознание второго смысла: люди вместо скота впряжены.

Так у молодого художника появится идея одной из самых известных его картин «Бурлаки на Волге». В Советском Союзе она станет идеологически правильным символом, а самого Репина, в том числе благодаря «Бурлакам», запишут в борцы с угнетателями.

Разные политические течения пытались использовать творчество Репина еще во времена Российской империи. Кто-то провозглашал его либералом, кто-то записывал в революционеры, а кто-то хаял за консерватизм. Реалист, передвижник, салонный художник, антиимпериалист, монархист... Кем же был Репин на самом деле? Для ответа на этот вопрос следует вернуться к самому началу его жизни.

«Одурел со своими красочками»

«У нас было и бедно, и скучно, и мне часто хотелось есть». Семья Репина когда-то была зажиточной, но к моменту появления на свет будущего художника успела стремительно обеднеть. Илья родился 5 августа 1844 года — к тому времени его родной город Чугуев, что на Харьковщине, уже несколько десятилетий находился в статусе военного поселения. Порядки здесь царили самые что ни на есть армейские: горожан вынуждали квартировать в своих домах солдат на зиму, поставлять полку дрова и солому и платить высокие подати. Из-за недовольства поселенцев в 1918 году в городе даже вспыхнул бунт. Сам Илья положение чугуевцев называл незавидным «казенным крепостничеством».

Некоторые пишущие о художниках называли меня казаком много чести. Я родился военным поселянином украинского военного поселения. Это звание очень презренное ниже поселян считались разве еще крепостные Илья Репин «Далекое близкое»

Отца Ильи регулярно угоняли служить, так что дома он бывал редко. Матери приходилось вкалывать на казенных работах и даже защищать свой дом от дальних родственников, пытавшихся семью выселить. Мальчик безмерно любил матушку. Она была женщиной доброй, образованной (даже организовала в Чугуеве небольшую школу), чувственной и набожной, могла часами пересказывать сыну жития святых.

Тягу к рисованию будущий художник впервые проявил в совсем юном возрасте. Репин вспоминал, как его двоюродный брат Трофим однажды показал ему краски — нарисовал для ошарашенного ребенка арбуз. О чудо! Рисунок на глазах мальчика словно ожил, да так, что ему захотелось вкусить плод. Илья был настолько заворожен художественной магией, что Трофиму пришлось оставить брату краски.

С этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками Илья Репин

Однажды у не расстававшегося с палитрой ребенка даже случился приступ: мальчик мертвецки побледнел, а из носа внезапно пошла кровь. Матушка страшилась, что сын скоро отдаст богу душу, но все обошлось. Не ушло и его увлечение, так что семья с ним смирилась, — в 11 лет Илью пристроили учиться рисованию в корпус топографов, где мальчик заодно изучил и грамматику. А еще через пару лет он попал в иконописную мастерскую, где его (на особом, мирском положении, избавлявшем от бытовых обязанностей) учил мастер Иван Бунаков, талантливый живописец и представитель известной художественной династии.

В 15-летнем возрасте Илья стал грезить учебой в Императорской Академии художеств. Он зачитывал до дыр устав учебного заведения для художников и рвался в Санкт-Петербург. Но денег на поездку у бедной семьи не было, поэтому на мечту надо было заработать. В 16 лет Репин отправился путешествовать с кочевой артелью иконописцев.

Какая безнадежная скука начинает одолевать человека, надолго погрязшего в «милую простоту», в грубую некультурность! Ни одной мысли, ни одного интересного слова: обыденщина животной жизни Илья Репин

Илья рос в окружении бедняков, разнорабочих, крестьян, но сильно выделялся на их фоне манерами и познаниями, что отмечали все сталкивавшиеся с ним образованные люди. Но в первую очередь его отличал талант к рисованию: заказчики, презрительно фыркавшие, узнав, что расписывать стены будет 16-летний парнишка, впоследствии уговаривали его взять на себя самую важную работу.

Вскоре про молодого иконописца знала вся Украина, от заказов отбою не было. Роспись церквей в регионе была широко востребована — правда, оплачивалась скудно. Несколько лет кочевой жизни — и в кошельке у Ильи оказалась необходимая для путешествия в Петербург сумма. Уже оказавшись на столичном вокзале, молодой и простодушный, не видавший еще большого города, он был не просто поражен, но и напуган.

Я вдруг почувствовал себя в холодном море жизни большого города, кишащего в каком-то бурном водовороте. Мне сделалось так страшно, как никогда в жизни: жуткое одиночество в далеком, совершенно незнакомом месте давило Илья Репин

«Я наконец попал в желанную среду»

Но как пройти к Академии художеств? К кому обратиться о поступлении? Как снять себе комнату? Мемуары Репина, описывающие в том числе его приезд в Петербург, — это живая, полная психологизма и красок история наивного провинциала, оказавшегося в совершенно незнакомом ему мире. Он то и дело тушуется, даже когда случайные знакомые просят рассказать о самой заветной мечте. Он порывается все бросить и вернуться домой. Но Рубикон, как назидательно успокаивает его пожилой бедный архитектор, у которого Илья арендовал комнату за пять рублей в месяц, уже перейден. Назад дороги нет — теперь все силы надо бросить на то, чтобы попасть в академию.

Вот только в учебном заведении молодого Репина развернут на пороге — мальчишка, пришедший незнамо откуда, без образования, даже тушевать толком не умеет, его заклюет первый же преподаватель! Илье предлагают поучиться в рисовальной школе, но занятия там проводятся всего пару раз в неделю. И все же Репин послушно идет в школу, где весь семестр исправно рисует — вплоть до первого экзамена.

После первых каникул Илья приходит в школу и видит одноклассников, столпившихся у листков с итогами экзамена. В волнении пробегает глазами по строчкам. Душа уходит в пятки: его фамилии в списке прошедших нет.

Сердце мое клокотало от обиды и огорчения. Я не мог понять: за что же я исключен? Грязно? Да, тушевать я не умею еще

Уже и слезы на глазах, и мысли о бесславном возвращении домой в голове. Но тут Илью толкают одноклассники: вы что, Репин же первая фамилия в списке! Учеников ранжировали в порядке успехов по рисованию. Мальчишки обступают Репина, смотрят его рисунки — ба, да что вы вообще забыли в этой вечерней школе? Бегом штурмуйте академию!

Вскоре Илья нашел покровителя, готового оплатить его обучение в качестве вольного слушателя в академии, — им благодаря связям матери стал генерал Федор Прянишников. 1864-й, первый год обучения, Репин назвал «медовым годом счастья». Уже спустя 12 месяцев его перевели в полноценные ученики, так что надобность в меценате отпала. Впрочем, жить Репину приходилось весьма экономно — главным его блюдом был черный хлеб, из которого молодой художник сушил сухари, с чаем. Но юноша был готов к лишениям, лишь бы заниматься любимым делом.

За долгие годы мечтаний, стремлений, отчаяния я наконец попал в желанную среду и мог учиться обожаемым предметам

«Вы, должно быть, поляк?»

Академия дала Репину необходимое систематическое образование, но куда более важными он считал уроки, полученные от другого художника — Ивана Крамского. Тот стал для молодого студента и близким другом, и самым главным наставником. Репин был без ума от работ старшего коллеги, его манеры держаться и вести беседу, от его размышлений и идей.

В январе 1864 года я поступил в Академию художеств, но рисунки свои после академических экзаменов приносил Крамскому (...). Я часто стал ходить к Крамскому и боялся только, чтобы ему не надоесть. Он бывал всегда так разнообразен и интересен в разговорах, что я часто уходил от него с головой, трещавшей от самых разнообразных вопросов Илья Репин

Крамской был скандальной фигурой в художественном мире. За год до поступления Репина в академию он стал предводителем «бунта четырнадцати» — протеста выпускающихся из учебного заведения художников против откровенно устаревшего экзамена. Крамской вместе с другими бунтарями собрал артель — первое в России независимое объединение художников, а после ее распада вступил в Товарищество передвижников, неотъемлемым участником которого будет суждено стать и Репину.

Но устоявшееся мнение о том, что «Бурлаки на Волге» — работа передвижнического периода художника, на самом деле не соответствует действительности. В товарищество он вступит лишь через шесть лет после завершения картины. В начале 1870-х реализм, которого придерживались передвижники, Репина волновал не сильно. Это видно уже по самим героям «Бурлаков», застывшим в позах героических фигур с античного барельефа. Более того, десяток бурлаков и не смогли бы протащить огромную баржу по мелководью — какой уж тут реализм?

Академию Репин окончил в 1871-м с Большой золотой медалью, высшей наградой, полученной за картину «Воскрешение дочери Иаира». Работа не давалась художнику, пока он не нашел в сюжете связь с личной трагедией — ранней смертью его родной сестры Усти. Она ушла из жизни, когда Илье было 13 лет. «Припомню настроение, как это поразило всю семью. И дом, и комнаты — все как-то потемнело, сжалось в горе и давило», — эти воспоминания заставили Репина полностью переписать полотно, над которым он к тому моменту корпел уже несколько месяцев.

Начатых годом ранее «Бурлаков на Волге» Репин закончил лишь в марте 1873 года; для создания эскизов художник проплыл на пароходе от Рыбинска до Саратова. Полотно было представлено на Академической выставке в Санкт-Петербурге и произвело фурор среди художественного сообщества. Автору вручили еще одну медаль «за экспрессию», а «Бурлаков» в том же году отправили в Вену. Больше всех расхваливал картину художественный и музыкальный критик Владимир Стасов, в будущем ярый сторонник передвижников и близкий друг Репина. И тогда о молодом художнике заговорил весь высший свет.

Странно, что впоследствии, в разные времена, когда картиной моей «Бурлаки на Волге» была заинтересована либеральная часть общества, а консервативная ее так хаяла, бывали очень противоречивые столкновения отзывов. С удивлением выслушивал я многих лиц разных взглядов, положений и влияний. Так, например, когда я был уже в Париже в качестве пенсионера Академии художеств, в мастерской А. П. Боголюбова встречал я многих русских, смотревших на меня с нескрываемым любопытством, не без иронии: «Ах да, ведь вы знаменитость, слыхали, слыхали: вы там написали каких-то рыбаков. Как же! Прогремели» Илья Репин

Картина была признана новаторской уже хотя бы потому, что каждому из одиннадцати бурлаков Репин придал яркую индивидуальность. Впрочем, и сюжет, посвященный жизни самых бесправных представителей общества, для академической выставки был необычным. Некоторых — особенно высокопоставленных — посетителей эта тема и вовсе возмутила.

«Скажите, ради бога, какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Вы, должно быть, поляк? Ну как не стыдно — русский? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — такие слова министра путей сообщения приводил Репин в своей автобиографии «Далекое близкое».

«Глаза у него переставали тускнеть»

Давно уже я задыхаюсь при встрече с этой девочкой, я замираю весь каждый раз с тех пор, как увидел ее в первый раз еще семилетней, маленькой Илья Репин

За время работы над «Бурлаками» Репин, которому тогда было 28 лет, успел жениться. Его избранницей стала 16-летняя (то есть по законам того времени уже считавшаяся совершеннолетней) Вера Шевцова. Впервые Репин, друживший с братом будущей жены, увидел ее еще ребенком. Вскоре вместе с молодой супругой и новорожденной дочерью художник отправился в Париж. Деньги на жизнь в Европе ему выдавала академия.

За границей Репин тесно познакомился с творчеством салонных художников и начал пробовать себя в разных стилях. Тогда появились такие работы, как «Нищая», «Украинка», «Негритянка», «Продавец новостей в Па­риже», «Париж­ское кафе», «Еврей на молитве». Самая известная работа этого периода принесла ему звание академика — это был «Садко» на сюжет о новгородском купце в подводном царстве. Художник изобразил сцену, в которой Садко выбирает себе жену среди морских обитательниц. Выбор купца падает на русскую девицу Чернаву — по словам Репина, в этом сюжете он видел «положение всего русского пока еще искусства».

Стажировка в Париже должна была продлиться шесть лет, однако художник провел во Франции лишь половину положенного времени: устав от заграницы, Репин уехал в Чугуев. После года на родине он перебрался в Москву, а в феврале 1878 года официально вступил в Товарищество передвижников.

В работах московского периода художник обратился к историческим темам, крестьянскому быту, судьбе ссыльных. Его портреты получались виртуозными психологическими исследованиями характеров. Приступая к ним, Репин в первую очередь искренне очаровывался своими моделями. Делать это — особенно если речь шла о женщинах — впечатлительному художнику удавалось просто. Нужно было всего лишь разговорить модель, а уж болтать без умолку он очень любил.

Я понял, почему Илья Ефимович так много разговаривает во время писания портретов: ему нужно, чтобы тот, кого он пишет, был оживлен и душевно приподнят. Усадив перед собой человека и поработав полчаса в абсолютном молчании, Репин принимался усердно расспрашивать его о его жизни и деятельности и порою даже вовлекал его в спор. Этим профессиональным приемом он почти всегда достигал цели: человек выпрямлялся, глаза у него переставали тускнеть Корней Чуковский «Воспоминания о Илье Репине»

«Репинские травки»

Любовные похождения Репина — важнейший сюжет в жизни художника, которого не останавливало то, что он всего один раз официально состоял в браке. О многочисленных женщинах живописца судачила вся Москва. С Верой, родившей ему сына и трех дочерей, художник прожил 15 лет, но едва ли это супружество можно было назвать счастливым. Супруги часто ссорились, а когда к Репину пришла слава, разлад усилился. Злые языки нашептывали ему, что необразованная и неинтересная Вера — не ровня маститому творцу. В то же время вокруг Ильи роились поклонницы, напрашивавшиеся в ученицы.

Страстный художник не мог устоять перед женским вниманием и то и дело заводил романы на стороне

Когда же с другими мужчинами пыталась флиртовать Вера, то ревнивый Репин закатывал ей скандалы. В 1887 году супруги расстались, разделив детей: старшие, Вера и Надежда, поселились с отцом, а младшие, Юрий и Татьяна, остались с матерью.

Брак так и не был расторгнут официально, но почти все биографы Репина выделяют в его жизни вторую спутницу — Наталью Нордман, с которой он прожил те же 15 лет.

Эксцентричной жизни Нордман легко можно было бы посвятить отдельный материал. Происходившая из богатой дворянской семьи, но рассорившаяся с родственниками из-за побега в Америку в 21-летнем возрасте, она была ярой суфражисткой и вегетарианкой, здоровалась за руку с лакеями и обращалась к кухаркам на вы, страстно выступала за отказ от эксплуатации прислуги.

В усадьбе в финской Куоккале, купленной Репиным в 1899 году и названной Пенаты, слуги трапезничали за одним столом с хозяевами, а гости обслуживали себя самостоятельно

Нордман знала шесть языков, публиковала прозу под псевдонимом Северова, отказывалась носить шубы и совершенно не стремилась к традиционному брачному союзу. Семейную и бытовую жизнь с именитым художником она выстроила на справедливых началах.

Репин был очень общительным, и даже жизнь в удалении от столицы империи не могла этому помешать — двери его дома всегда были открыты для гостей. Правда, ровно до тех пор, пока на пороге не появилась Нордман. Когда ее достали бесконечная суматоха и проходной двор, супруга Репина настояла на том, чтобы для приема гостей был отведен один день в неделю. Так появились «репинские среды».

Явно опередивший свое время быт Пенатов породил массу курьезных историй

Блюда (исключительно вегетарианские) выставлялись на большом подвижном столе, который гости должны были крутить с помощью колеса. Поэт Давид Бурлюк вспоминал, как позарившийся на соленые рыжики Чуковский тянул на себя колесо, в то время как с другой стороны в него вцепились мрачные футуристы, желавшие дорваться до кадушки с кислой капустой с клюквой и брусникой.

Другая история связана с Иваном Буниным, который приехал в Пенаты, соблазненный предложением позировать именитому художнику. Когда писателя, накормленного вегетарианскими блюдами, привели в мастерскую, в которой гуляли морозные ветра (все окна в доме держали настежь открытыми), у него внезапно появились срочные дела в Москве. Оказавшись на вокзале, Бунин первым делом кинулся к запрещенным в Пенатах благам цивилизации — буфету, водке и куреву.

Владимир Маяковский презрительно хмыкал над «репинскими травками», которыми кормился в Пенатах

Владимир Стасов возмущался до глубины души «мужиковатой» Нордман. Максим Горький называл главным блюдом в доме Репина сено (что было не так уж далеко от правды — в какой-то момент Нордман увлеклась отварами из трав). Тем не менее от гостей не было отбоя — в Пенатах бывали и поэт Сергей Есенин, и певец Федор Шаляпин, и композитор Александр Глазунов, и многие другие знаменитости.

Закончилась совместная жизнь художника с Нордман трагически: она сильно заболела и, уехав от Репина в Швейцарию, скончалась в 1914 году от чахотки.

«Не делать ковры, ласкающие глаз»

Уже при жизни фигуру Репина пытались присвоить себе совершенно разные течения — академисты, передвижники, даже модники из «Мира искусства» (художник входил в редакцию одноименного журнала, но быстро к нему охладел из-за язвительных нападок критиков-мирискусников на его друзей — академистов и передвижников). Сам же Илья, человек пылкий и любопытный, охотно пробовал себя в совершенно разных направлениях.

Потому среди его работ исторические «Царевна Софья» и «Запорожцы» соседствуют с народническими «Арестом пропагандиста», «Перед исповедью», «Сходкой», «Не ждали» — и шедевральным «Крестным ходом». А задуманное после убийства народовольцами Александра II полотно «Иван Грозный и сын его Иван» (первая в истории России запрещенная, пусть и всего на несколько месяцев, картина) — с патриотическим «Приемом волостных старшин императором Александром III». Многие из этих картин долгое время стояли в мастерской художника на соседних мольбертах.

Такое разнообразие жанров можно объяснить характером художника, который современники считали весьма ветреным

Он искренне восхищался и увлекался разными вещами, идеями и людьми, а затем радикально менял свои взгляды на все вышеперечисленное. ​​«Отношения Репина к вещам и людям были чрезвычайно изменчивы: об одном и том же предмете он мог на протяжении самого короткого времени высказывать с полною искренностью два диаметрально противоположных мнения», — говорил о нем его близкий друг и большой поклонник, писатель Корней Чуковский.

Потому, вероятно, его антиимпериалистические пассажи в письмах и дневниках прекрасно уживаются с такими работами, как первый официальный портрет Николая II и «Торжественное заседание Государственного совета». Художник брал государственные заказы, а вскоре утверждал в частной переписке: «Традиционная задача империи — воспитывать своих подданных в постоянном унижении, невежестве, побоях и безволии автоматов».

Репин мог ниспровергать эстетство, зарекаясь «делать из своих картин ковры, ласкающие глаз», а затем написать откровенно романтические сюжеты «Какой простор!» и «Лунная ночь». Он проповедовал реализм и тем не менее искренне восхищался импрессионистами и даже пытался им подражать. Он расхваливал манеры и воспитание солдат Красной армии («Равенство! Достоинство! Никакого подхалимства!»), а затем писал «Красноармейца, отнимающего хлеб у ребенка».

«Певец гнева народного»

Впрочем, принято считать, что отношение к революции у Репина было последовательным: сначала он принял ее оптимистично, но вскоре, наслушавшись рассказов свидетелей, утратил иллюзии. Пенаты находились на территории провозгласившей независимость Финляндии, поэтому именитый художник, не двигаясь с места, оказался в эмиграции. Советская власть уговаривала его вернуться на родину. В середине 1920-х это стало задачей политической важности.

К Репину ездили делегации, ему обещали вернуть конфискованное имущество и дать звание народного художника. Но он оставался непреклонным.

В прессе отказ художника посетить СССР объясняли «болезнью ноги»

В последние годы здоровье Репина и правда подводило, но проблема была не с ногами, а, что для художника еще ужаснее, с правой рукой. Живописец тем не менее научился писать левой, а когда уже не мог удержать палитру, то сделал себе подвесную доску для красок. Репин ушел из жизни 29 сентября 1930 года. Его похоронили в парке Пенатов.

Позже советская пропаганда канонизирует Репина, записав его в «певцы гнева народного» и прародители соцреализма. Но художнику Репину было бы бесконечно тесно в столь узком и искусственном жанре. Импульсивного выходца из Чугуева, безусловно, искренне интересовали витавшие в воздухе идеи перемен, но работы его, как правило, были лишены морализаторства. Точнее, определенную мораль им придавали трактовки, которые со сменой эпох радикально менялись.

Правда же заключается в том, что Репина, художника бесконечно чувственного, в первую очередь захватывали драма, фактура, эмоция. Это был человек, который страстно любил живопись, столь же страстно любил женщин, друзей и жизнь в целом. Свое видение этой жизни он запечатлел в сотнях картин. В них, как и в любом подлинном произведении искусства, каким бы реалистичным оно ни было, центральной фигурой остается сам Илья Репин, его чаяния, его страхи и его восторг перед окружающим миром.