"Изгнание": спектакль, где песни Фредди Меркьюри помогают герою выжить
Солист рок-группы Queen тихо скончался в своем доме на западе Лондона от бронхопневмонии, вызванной СПИДом. Его огромный вклад в музыку и ранняя смерть быстро закрепили за ним репутацию легенды рока. Фредди Меркьюри обладал не только уникальным голосом, но и природным магнетизмом. Он жил на сцене так, что заставлял зрителя на самой дальней трибуне стадиона почувствовать, что песня звучит именно для него. Уже не первый год в театре Маяковского идет спектакль "Изгнание. Мой друг Фредди Меркьюри". Зал всегда полный. Миндаугас Карбаускис перенес на сцену пьесу своего земляка, известного драматурга Марюса Ивашкявичуса "Изгнание", в которой зашифровал свою личную боль за Литву, за себя, чужака, тоскующего по родному языку и по своим людям. Фредди Меркьюри – дух этого спектакля, стержень и опора. Спектакль "Изгнание. Мой друг Фредди Меркьюри" подчеркнуто правдив, документален. Режиссер перевел реальность на свой язык, превратив в театральную игру – интригующую, азартную, смешную и трагическую. Что за изгнание и причем тут Фредди? Главный герой спектакля – литовец Бен. Для него и для всех остальных, кто нелегально на автобусе добрался до Лондона, изгнание – есть изгнание себя из прошлой жизни, изгнание себя из себя. Каждый бежит в свой Лондон: кто-то надеется проявить себя в творчестве или науке, кто-то сбежал от правосудия, кто - то уверен, что получит "приз" - красивую жизнь. И таких большинство. Группу беженцев выгрузили, как ящики с яблоками, на окраине города, буквально, выбросили на помойку. Без документов, без денег, каждый поодиночке бросился искать свой Лондон, забыв, кем он был. Бен (полицейский, отправленный в Лондон, чтобы следить за бандитом по кличке Вандал) тоже остался без документов и "в статусе" бомжа вынужден не просто выживать, а перенастраивать свою личность. Судьба его бьет ногами лондонца, ласкает губами литовки, соблазняет словами полячки и приводит в клуб настоящих лондонцев с потомственной англичанкой. Он, сталкиваясь с разными людьми, открывает свои возможности. Остальные беженцы проживают серую, ржавую, как декорации Лондона жизнь, забыв через 12 лет о своих мечтах и планах. Приспособились к унизительным обстоятельствам и довольны. Бен один. Единственный его верный друг – дух Freddie Mercury. Его песни наполняют Бена силой, уверенностью, гордостью. Это его душа, требующая эмоционального выхода. Спектакль насыщен музыкой. Шесть композиций: пять – Queen и Led Zeppelin – "Immigrant Song". Музыка эмоционально связывает героя со зрительным залом. Это самый короткий путь к сердцу человека. Музыка Меркьюри – порыв, ветер, шквал, она отрывает человека от земли, завораживает, опьяняет, оглушает громом звуков, бьет по нервам и мгновенно погружает в свой мир. В роли Бена (там будут и другие перевоплощения актера) Вячеслав Ковалев. Он в каждой сцене другой, он меняется, он рвет зал своей энергетикой, он поет вместе с Меркьюри и сам. Бен мечтает стать настоящим лондонцем, а не просто англосаксом, говорящим без акцента. Он должен переродиться полностью, стать идеальным, как многовековой английский газон без единого сорняка. И становится не просто англичанином, а одним из символов Лондона, таким как Биг-Бен или даблдеккер – лондонским полицейским, настоящим "бобби". Но за ним следуют тени прошлого, сгоняя его с пьедестала удачи. Остается "рвать". Как рвущаяся струна звучит интернациональное слово "рвать". Как возглас радости, отчаяния, насмешки… Новое слово – оно и мать, и дать, и взять, и… Спектакль Карбаускиса очень длинный, три акта, почти четыре часа сценического действия. Но время бежит быстро вместе с героями. Тебя, зрителя, берут за холку и тащат по закоулкам Лондона. Ты там, ты не в зале. Художник Сергей Бархин построил Лондон в металлической "коробке" с нишами. География передвижения персонажей отслеживается по вывешиваемым табличкам. Это и Underground (метро), и Funeral (похоронное бюро) и т. д. Неоновые "рейки", с которыми взаимодействуют герои, – то ломают пространство на отдельные зоны, то служат поручнем или берегом, или крестом. На заднем плане – душ. Рабочий. Настоящий. Он и лондонский дождь, и душ в спальне, и смена времени года, и очищение, и обновление. Карбаускис собрал спектакль из ярких комиксов, но не только смешных и трогательных, но и жестоких. Он не боится оставить актера одного на сцене с большим монологом, он верит в его талант, и парные сцены, на которых строится повествование, держат публику на удочке высокого актерского мастерства и тонкой режиссуры. Длинные паузы – осмысленны, громкие истерики – уместны. Когда Бену вручили урну с прахом Вандала и в наследство собаку (Иван Кокорин блестяще сыграл две роли, Вандала и собаки), казалось бы, это финал... Но адов круг продолжается. Впереди еще одно испытание с переосмыслением себя. Бен много лет ищет человека, избившего его до полусмерти. Он не может освободиться от желания отомстить. Встреча с обидчиком состоялась, но месть растворилась в воздухе. Бен и Фредди. Поющая душа не может не простить. Все нации слились, сплелись в этом коренастом простоватом мужичке, обладающим железной волей, чувством справедливости и стремлением познать себя, Человека. Так что значит быть человеком? Бен уже знает ответ. Чтобы двигаться, нужна точка отсчета. В качестве точки отсчета может служить знание, что в жизни можно поднятья если не на ступень, то хотя бы на полступени, и это единственный путь к победе.