Красота со следами судьбы: 90 лет со дня рождения Алисы Фрейндлих
90 лет назад, 8 декабря 1934 года, в довоенном Ленинграде родилась Алиса Фрейндлих — мятежная и страстная королева Анна Австрийская, мымра Людмила Прокофьевна, чеховская Раневская и линдгреновский Малыш… «Русская иностранка», настоящая женщина — и настоящая народная артистка.
«Если на что и стоит посмотреть в Санкт-Петербурге, так это на Алису Бруновну», — написал один из глянцевых журналов в год ее 85-летия.
- — «На что», — с ухмылкой повторил ее внук Никита Владимиров.
- — Ну да, — философично отозвалась Алиса Бруновна, — я же памятник.
Этот эпизод вошел в документальный байопик Дениса Клеблеева «Алиса. Волнение», в котором сторонящаяся медийности первая леди петербургской сцены позволила камере сесть ей «на хвост».
Вот она дома, азартно режется в преферанс с подругами. Вот встречает заглянувших в гости Никиту с женой Валерией Колонтай и новорожденным бутузом-правнуком. Загодя наставлявшая молодых родителей, мол, с парнем не сюсюкать, с опаской берет его и — через пару минут — о да, сюсюкает...
Или везет Алиса Бруновна огромного, отчаянно мяукающего кота в переноске на дачу. Водитель, а это явно кто-то из друзей, спрашивает:
- — Алиса Бруновна, с кем проще жить — с мужчиной или с котом?
- — Здравствуй, ж..а, Новый год! — изумляется сравнению пассажирка. И подумав, добавляет — да примерно одно и то же. Коты и мужчины похожи — преданные, но своенравные…
Она родилась в Ленинграде в 1934-м в семье псковитянки Ксении Федоровны и актера немецкого происхождения Бруно Фрейндлиха. Родители познакомились на драматических курсах Театра рабочей молодежи. Мама хотела назвать дочку Натальей, но Бруно и свекровь все-таки настояли на более европеизированном варианте, сославшись на то, что, мол, «Наталья Бруновна Фрейндлих» — странная каша».
Ленинградка до мозга костей, она помнит блокаду и напряженное ожидание стрелки часов: когда она доходила до нужного деления, бабушка вручала крохотную пайку хлеба. А еще — как они с подругами воровали морковку в огородах, располагавшихся тогда прямо в центре города. Как угощали ею пленных немцев. Видя голодных, замерзших людей, Алиса не думала, враг это или не враг.
«Вместе с трудным, с очень страшным в моих детских впечатлениях из тех дней осталось и острое ощущение того, что у нас, блокадников, была особая потребность в улыбке — видимо, в этом заключалась и какая-то психотерапия, какая-то даже физическая защита», — вспоминала она много позже.
О сцене Алиса мечтала с детства, переодевалась в мамины платья, устраивала концерты и домашние представления. Успешно выдержала вступительные экзамены в Ленинградский театральный институт имени А. Островского. Училась у знаменитого профессора Бориса Зона. Еще студенткой она снялась в двух фильмах: в мелодраме «Неоконченная повесть» и драме «Таланты и поклонники».
Алиса Фрейндлих дебютировала на сцене Театра имени Комиссаржевской.
«Я была типичная травести, поэтому сначала мне досталась роль мальчишки в спектакле "Человек с портфелем" по пьесе Файко. Затем я играла девочек, пугающе одинаковых девочек…»
Поворотной точкой в ее карьере — и в жизни — стало знакомство с Игорем Владимировым, худруком Театра имени Ленсовета, который, несмотря на 16-летнюю разницу в возрасте, стал ее мужем. Владимирову удалось уловить специфику ее таланта. Здесь она прослужит 22 года, сыграет 22 роли, среди которых — Таня в одноименной пьесе Арбузова, Элиза Дулитл в «Пигмалионе», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Лиза в «Моем бедном Марате», Селия в «Трехгрошовой опере», Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании»… И, конечно, Малыш в знаменитом детском спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», его премьера состоялась в декабре 1969 года.
«Игорь Петрович Владимиров — мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему», — говорила она о своем супруге и худруке.
Брак, в котором у Алисы Бруновны родилась дочь Варвара, закончился разводом. Разумеется, Алиса не пропала. В 1983 году она поступила в Большой драматический театр к Георгию Товстоногову, ведущей актрисой которого является и по сей день. Спектакли с участием Фрейндлих вот уже сорок лет собирают аншлаги. Среди недавних: «Дядюшкин сон» Темура Чхеидзе по Достоевскому; «Война и мир Толстого», где Алиса Бруновна выступает в роли гида по страницам главного русского романа; и наконец, «Алиса» в постановке Андрея Могучего — красочная костюмная фантасмагория с аллюзиями к Льюису Кэроллу.
Трудно поверить, но отношения Фрейндлих с кино не были безоблачны. Создательница культовых ролей обожаемой всем Союзом мымры Людмилы Прокофьевны, колоритной мамаши Огудаловой и страстной Анны Австрийской в 1960-е считалась… некрасивой. Знатоки понимали, что она русская Ани Жирардо, и звали в свои фильмы — но большие начальники не утверждали.
Карфаген рухнул, когда Элем Климов все-таки смог снять Фрейндлих в картине «Похождения зубного врача», где ее героиня-дурнушка превратилась в красавицу...
Впрочем, Алиса — красавица острохарактерная. Как отмечает критик Елена Горфункель, характерность Фрейндлих всегда была своеобразной: она несла «следы судьбы». И впрямь — не меньше.
Лучшие роли в кино
- Соломенная шляпка (1974) — баронесса де Шампиньи;
- Агония (1975)— Анна Александровна Вырубова;
- Старомодная комедия (1978) — Лидия Васильевна Жербер;
- Служебный роман (1977) — Людмила Прокофьевна Калугина;
- Д’Артаньян и три мушкетера (1979) — Анна Австрийская;
- Сталкер (1980) — жена Сталкера;
- Жестокий романс (1984) — Харита Игнатьевна Огудалова;
- Большой (2017) — Белецкая.