В Тюмени открылась фотовыставка работ бывшего геолога о жизни Севера
Говорят, Тюмень - фотографический город. Значит, у нас достаточно крепких, интересных и многообещающих мастеров разного возраста, опыта, профессиональных привычек. А вот Дома фотографии, не условного, а конкретного, с крышей, стенами и полом, к сожалению, до сих пор нет - приходится выкручиваться. И хотя представитель профильного сообщества в интернете Сергей Фирцев замечает, что фотодом не обязательно здание, но точно система взаимоотношений, я с ним не соглашусь: когда есть свой угол, есть и уверенность в своих силах и возможностях. Хорошо, выручает Тюменский драмтеатр. Искусство тянется к искусству, и на стенах в холле под конец года - свежая экспозиция "Белая земля", 150 снимков Арктики одного из самых титулованных фотографов региона Александра Романова. Романовский бы проект да в настоящий Дом фотографии, да с альбомом по случаю презентации - всего этого он давно достоин.
"Белая земля" - пятая выставка за сезон в содружестве Александра с представительством ЯНАО в Тюменской области. Она продолжила череду "северных" мероприятий и в самом театре. Звучит варган, зрители прибывают. Пожать руку человеку, который не понаслышке знает, что такое кочевье, незатейливый быт, традиции и обряды северян, спешат мужички с камерами, коллеги, друзья по фотоклубу. Виновник смущен, розовощек.
- Председатель Тюменского отделения Союза фотохудожников России, член Российского географического общества (РГО), участник почти сотни международных конкурсов, лауреат половины из них. Его работы хранятся в частных коллекциях по всему свету. А сам скромняга - слова не вытянешь, - признается руководитель музея Тюменского драмтеатра Надежда Васькова.
Однако ж на первой пробной экскурсии фотограф взял себя в руки, чтобы взять слово.
- Я работал в Арктике - оператором, геологом, мастером по исследованию газовых скважин. Увиденное захотел запечатлеть - это ж для детей наших знания. Я любитель, мне просто везет: оказываюсь в нужном месте в нужный час, - рассказывает Романов.
Ненцы не любят сниматься, но гостю-другу разрешают подсматривать, даже позируют
Бери камеру, езжай на Север, бегай за ненцами - так бы многие смогли… Но "везет-то" только ему. Не в конфетах, не в других подарках, приготовленных на Большой земле для ребятишек тундры и их суровых родителей, дело. Другое тут - чутье, понимание натуры и такое редкое нынче качество, как дружелюбие. Попробуйте войти в доверие к кочевникам- не получится.
Всемирно известная фотография "Веселый разговор" 2011 года из Тазовского района. Его предыстория действительно завязана на сладостях. Приехал Романов на стойбище, раздал пацанятам подарочки. Вот и уселись они в рядок - кто уже слопал, кто смакует, а кто явно собирается припрятать. За 13 лет дети вымахали в мужичков выше фотографа. Так и росли перед глазами, менялись, ошибались, делали успехи. Снимок вошел в английский учебник по основам фотографирования. А "Маленький Варг", где запечатлен малыш-ненец с сапсаном на голове, - визитка РГО, украшает одну из станций московского метро, но уже в виде граффити. "Золотая чаша" - про ненецкую Мону Лизу в детстве: прихлебывает девчоночка чай и еще не знает, что тысячи людей будут ею любоваться. Эта фотоистория взяла первое место на конкурсе в Сингапуре. Забивание оленей, жизнь внутри чума, величественная природа - хладнокровная зимой, щедрая по осени, когда цветет и поет тундра... Александр схватывает все. Еще удивительно: ненцы не любят фотографироваться - дескать, оптический прицел крадет годы жизни, убивает душу, но гостю-другу с Большой земли разрешают подсматривать, даже позируют, а он и рад. Фотоальбомы у семей будут, память будет.
- Я не был на Севере год, на пенсию вышел и осел, но поеду, поеду… Сейчас другие проекты: снимаю ребят в детдоме, многодетные семьи на юге Тюменской области. Мне ничего не надо, только нужное место и нужное время, - признался мастер.
Кстати, все творческие инициативы героя выживают на чистом энтузиазме - придумываются не корысти ради, а во имя простых людей.