От славы – к затворничеству. К 80-летию Анастасии Вертинской

19 декабря одной из самых красивых, аристократичных и изысканных отечественных актрис Анастасии Вертинской исполняется 80 лет. Она стала настоящей знаменитостью, будучи еще школьницей. Две главных роли в кинофильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия» мгновенно сделали ее любимицей миллионов.

Почему Анастасия Вертинская на пике славы ушла в тень
© РИА Новости

Анастасия Вертинская сыграла несколько десятков звездных ролей, да таких, о которых можно было только мечтать. После чего вдруг пропала с экранов и со сцены. О детстве актрисы, ее пути в большое кино и о том, почему на пике славы она решила покинуть сцену, читайте в материале MIR24.TV.

«Я тырила у папы мелочь», или Детство в гостинице «Метрополь»

Анастасия Вертинская дочь легендарного поэта, актера и певца-шансонье Александра Вертинского. Ее родители познакомились и поженились в начале 40-х годов в Китае. Мать Лидия Вертинская в девичестве Циргвава, наполовину грузинка родилась и выросла в Шанхае, в русско-грузинской семье. Она была младше Александра Вертинского на 35 лет. Когда мать девушки узнала, что ее 17-летняя дочь собирается выйти замуж за Вертинского, которому исполнился 51 год, она была просто в шоке. Однако свадьба состоялась, пара обвенчалась в апреле 1942 года в Кафедральном соборе Шанхая.

В Китае у них родилась первая дочь Марианна, а потом Александру Вертинскому разрешили вернуться на родину. Поэтому осенью 1943 года, на третьем году Великой Отечественной войны, семья оказалась в Москве. В Советском Союзе Вертинских приняли хорошо. В гостинице «Метрополь им дали номер, где они прожили целых три года. А потом семья получила просторную квартиру в Москве.

Анастасия Вертинская появилась на свет 19 декабря 1944 года тогда семья еще жила в «Метрополе. Отец очень любил обеих дочерей и баловал их. Воспитывала и держала их в строгости в основном бабушка по материнской линии, которая уехала из Шанхая и жила вместе с ними. Анастасия Вертинская вспоминала, что бабушка была очень строгой и даже порола ее в детстве, чего терпеть не мог отец.

«А я в детстве и врала, и воровала. У папы было пальто с глубокими карманами. Я вставала раньше всех и шла из спальни в прихожую. У меня были отмечены крестиками те половицы, которые не скрипели. Представляете, какая изощренность? И я тырила у него из карманов мелочь. Сердце было в пятках. Мне казалось, что, если сейчас встанет бабушка, и меня застанут за этим преступлением, меня расстреляют! Папа, правда, не ругал меня. За обедом он говорил «Вчера какая-то воровка украла у меня всю мелочь. Вы не знаете, кто это?. Я, глядя честными глазами, говорила: «Нет!»

Родители Анастасии Вертинской прожили в счастливом браке 15 лет, до самой смерти Александра Вертинского. Ее мама уже в России окончила Суриковский институт и стала художницей. После смерти мужа она одна растила дочерей, зарабатывая продажей эстампов и пейзажей. А также снималась в кино. В 1950-1960 годах на ее долю выпало пять довольно заметных киноработ.

Нет ничего удивительного в том, что, имея таких родителей, обе дочери Вертинских стали рано задумываться о сцене.

«Это был ад в чистом виде»: дебют и громкий успех актрисы

В детстве Анастасия мечтала быть балериной, но в хореографическое училище ее не взяли, так как она была довольно высокой и крупной девочкой. К тому же Александр Вертинский никогда не хотел, чтобы его дочери становились актрисами. Им давали максимально широкое гуманитарное образование с упором на музыку и иностранные языки.

Свою первую роль Анастасия получила почти случайно. Художник-постановщик фильма «Алые паруса» Леван Шенгелия, давний знакомый ее матери, встретил их на улице Горького Анастасия шла с сестрой и матерью. «Посмотрел на Настю Вертинскую и ахнул вылитая Ассоль! - рассказывал он об этом эпизоде. - Я пригласил ее на пробы, хотя режиссер уже утвердил молодую молдавскую актрису по фамилии Маркач».

Впрочем, режиссеру Александру Птушко 15-летняя Анастасия сперва совсем не понравилась: короткая стрижка, спортивные брюки какая же это Ассоль? Но на девушку надели красивое платье, на голову парик из длинных вьющихся волос. Режиссер заметил ясный блеск глаз, обворожительную улыбку, фирменную, присущую именно ей мечтательность и «потусторонность». В результате Птушко понял: вот она его настоящая Ассоль.

Фильм вышел на экраны в 1961 году и имел грандиозный успех. В первый же год его посмотрели больше 23 млн зрителей. Анастасия Вертинская в роли Ассоль очаровала не только зрителей, но и кинокритиков. Она сразу стала считаться восходящей звездой советского кино. Правда, ей самой слава давалась трудно.

«То, что творилось вокруг меня в те годы, можно назвать истерией. Это был ад в чистом виде, вспоминала впоследствии звезда. Мы же не могли тогда нанять телохранителей и машину с тонированными стеклами. В институт я ездила на троллейбусе, утром стояла в очереди за хлебом».

Поклонники подкарауливали девушку буквально повсюду. «Вообразите: вам начинают бесконечно звонить в дверь и убегать, хихикать, пинать двери ногами. Всем нужно вас видеть, с вами общаться, трогать, брать автографы, рассказывала актриса. Если она ехала в поезде, то в купе набивалась толпа людей, желавших с ней выпить, а в какой-то момент женщина из толпы бросила ей в глаза горсть песка. Эта оборотная сторона славы давалась юной актрисе трудно: позже, став взрослой, она старалась избегать людных мест.

Из-за работы в «Алых парусах» Анастасия отстала в учебе, и ей пришлось перейти из обычной школы в вечернюю. Там учиться было проще, рассказывала она потом. Я давала учителю автограф на своей фотографии, и он мне ставил хорошую оценку. Так я пользовалась своей популярностью.

Следующая роль в фильме «Человек-амфибия» потребовала от нее упорства и настоящей самоотверженности. Утвердили ее на роль быстро, хотя режиссер фильма Владимир Чеботарев рассказывал, что, когда ассистенты по всему Советскому Союзу разыскивали актеров на главные роли, он дал им установку: «У Гуттиэре в глазах должно быть небо». И снова все решил «нездешний облик» юной актрисы. Но Анастасия Вертинская до съемок картины вообще не умела плавать, а для такого фильма это умение было необходимо. Девушка упорно трудилась и в результате не только научилась отлично плавать, но и самостоятельно выполняла все опасные трюки, в том числе с прыжками в воду.

Природный аристократизм и звездные роли

Надо ли говорить, что вопрос с выбором профессии был для Анастасии Вертинской решен. Еще за год до поступления в театральный вуз она вошла в труппу Московского театра имени Пушкина и много гастролировала по стране. В результате она запустила учебу и при поступлении в вуз ей не удалось сдать экзамены по общеобразовательным предметам. Это чуть не положило конец ее мечтам, но педагоги уже видели младшую Вертинскую в кино и знали, на что способна юная абитуриентка. Поэтому ей в качестве исключения разрешили пересдать экзамены. В 1963 году Анастасия Вертинская была принята в Высшее театральное училище имени Щукина.

Студенткой Анастасия Вертинская стала гораздо строже и требовательнее относиться к себе. А в зрелом возрасте она и вовсе весьма прохладно отзывалась о своих кинодебютах. Актриса говорила, что ее первые роли были сродни детским фотографиям: умилительно, но нелепо. Своей первой серьезной ролью Анастасия Вертинская считает Офелию в фильме «Гамлет», которую она сыграла в 19 лет.

Такие роли великий подарок судьбы, который достается далеко не всем актрисам. Фильм «Гамлет, взявший приз на Венецианском кинофестивале, сделал Вертинскую звездой мирового масштаба. Хотя критики и нашли ее Офелию холодной и безжизненной, они все же сошлись во мнении, что ее экранный образ полон достоинства, королевского аристократизма и глубокого трагизма.

Этот природный аристократизм Анастасии Вертинской не раз приносил ей исключительные роли, о которых другие актрисы не смели и мечтать. Она снялась в экранизациях многих произведений мировой классической литературы. Вслед за Офелией была роль Лизы Болконской в киноэпопее «Война и мир. Потом Кити в «Анне Карениной.

В 70-х годах работа в театре стала занимать у Анастасии Вертинской больше времени, чем съемки в кино. Она работала сначала в театре им. Вахтангова, потом в «Современнике и во МХАТе, сыграв на сценах этих театров целую серию главных ролей в спектаклях по произведениям мировой классики.

Но и сниматься она тоже не переставала, на счету Анастасии Вертинской съемки в десятках фильмов, из которых сама актриса выделяет роль Моны в телевизионном фильме «Безымянная звезда». Лирика и драматизм тесно сплелись в этой ленте, сохранив место и для тонкой комедийной ноты. По словам Вертинской, особенность этой картины для нее состояла в том, что режиссер не навязывал актерам образы персонажей, а дал им максимальную свободу.

«Поворачиваться спиной к невыгодной мизансцене»

А на пике своего успеха Анастасия Вертинская вдруг прервала свою актерскую карьеру. Знакомые и близкие были просто в шоке от этого решения. Но по ее словам, этому было множество причин. А больше всего она нуждалась в свободе, в том, чтобы не стоять на месте.

В 1989 году Анастасии Вертинской предложили преподавать актерское мастерство в Оксфордском университете. Следующие 12 лет она проработала за рубежом. Правда, она все же принимала участие в отдельных проектах на родине. Так, в 90-х Анастасия Вертинская воплотила первый экранный образ булгаковской Маргариты. Впрочем, этот фильм российским зрителям почти неизвестен: из-за споров по поводу авторского права он пролежал на полках целое десятилетие и был показан тогда, когда его время уже прошло. Тем не менее Анастасии Вертинской потребовался для этой работы настоящий героизм. Она выполняла все опасные трюки сама, без дублеров. И даже сцена полета в ночном небе над Москвой не стала исключением.

После Оксфорда Вертинская долгое время совместно с Александром Калягиным вела в Париже мастер-класс в «Комеди Франсэз» и «Чеховской школе». Также она преподавала в швейцарской «Школе европейского кино». Все это время она вспоминает как невероятно интересное, но непростое. Долго находясь вдали от родины, Вертинская начинала чувствовать себя плохо. Правда, все ее болезни, по ее собственным словам, мгновенно проходили, когда самолет садился в Москве. А точнее в тот самый миг, когда такси, везущее ее из аэропорта, сворачивало на МКАД.

В целом Вертинская, по ее словам, не сожалела о том, что оставила звездную карьеру.

«Если бы я не катапультировалась из стен театра, то просто не состоялась бы как личность, сказала она в одном из интервью. Зачем влачить убогое существование: сидеть в театре и рыдать, что не дают ролей? Нужно все время поворачиваться спиной к невыгодной мизансцене».

Анастасия Вертинская, начиная с конца 1990-х, занималась общественной деятельностью и много времени и сил уделяла увековечению наследия своего отца.

В какой-то момент в СМИ прошли слухи, что Анастасия Вертинская якобы занялась ресторанным бизнесом. Но это не совсем так. Ресторанным бизнесом занимался ее сын Степан Михалков, родившийся в 1966 году в браке с известным режиссером, а тогда еще актером Никитой Михалковым. Степан рассказывал в своих интервью, что он попросил Анастасию Вертинскую разработать меню для одного из его ресторанов. А поскольку актриса с юности очень хорошо готовила и творчески относилась к своему хобби, она с азартом взялась за дело и на каком-то этапе фактически стала бренд-шефом нескольких его ресторанов.

Потом и этот этап был пройден. Я сконцентрировалась на своей семье и наследии отца, говорила Анастасия Вертинская. Сейчас у нее есть уже и внучка и двое правнуков Федор и Николай, им 5 и 6 лет. В своих интервью актриса неоднократно говорила, что она предпочитает, чтобы о ней говорили не как о звезде экрана, а как о представителе русской интеллигенции.