В джазе только дедушки

- Все, что связано с его драматургией, всегда абсолютно и невероятно смешно, но и всегда отчасти трагично, – считает худрук La'Театра Вадим Дубровицкий. – Сюжет очень тонко прошит отношениями, человеческими отношениями. Это любовь, это одиночество, это одиночество в любви. Люди одиноки по определению. Все боятся любить, не всегда умеют любить, но любовь настигает нас там, где совсем этого не ждешь. Юрий Клепиков сумел из небольшого рассказа сделать мини-драму, постепенно перерастающую в финале в мини-трагедию. "Нас ждут..." – трогательная история о том, что "любви все возрасты покорны". О встрече мужчины и женщины, которая случается раз в жизни. Ему 82, ей 57, их дороги однажды пересекаются в одном американском доме. И оказалось, их многое связывает – сила памяти, утраты и надежда на возрождение, на любовь, которая приходит тогда, когда ее совсем не ждешь. ...На экране в глубине сцены задорно подмигивает черно-белая Мэрилин Монро из культового "В джазе только девушки". Намек поняли? Гарри Бендинеру (его играет Алексей Шевченков) в кресле, в обнимку с виски, таблетками и пледом, остается только вздыхать и мечтать. У него все в прошлом: он давно потерял семью. Поэтому его новая соседка вдова Этель (Нелли Уварова) воспринимается им как подарок с неба. Причем их знакомство — совсем не романтическая встреча, а искра, электрический разряд, столкновение двух непростых характеров. Но постепенно общие воспоминания и страх одиночества делают их беседы все искреннее и теплее. Герои делятся воспоминаниями, спорят, подкалывают друг друга, учатся слушать. К тому же они оба состоятельные люди, которых объединяет чисто еврейская забота о сохранности семизначных цифр на банковских счетах. Сказка вроде должна бы хорошо закончиться, но увы... Может, все дело в том, что зловещая тень прошлого незримо нависает над обоими — они беженцы из Польши, евреи, пережившие войну. Нам приходится хоть с трудом, но поверить в эту легенду — хотя весь облик Шевченкова как бы вопиет о его совершенно другом происхождении. Тем значительней его актерская работа. Артист, который младше героя на тридцать лет, вполне достоверно играет своего ветерана Гарри — со всеми его возрастными изменениями: шаркающей походкой, трясущимися руками... Может, даже и иногда чересчур натуралистично достоверно — на старте истории мы видим, как верный его помощник (Александр Резалин) делает герою укол во вполне обозримую из партера ягодицу... Кстати, Шевченков играл это роль еще двадцать лет назад в театре Армена Джигарханяна, уже тогда поражая зрителей своим перевоплощением в немощного старика... А Нелли Уварова в платье из "Красотки" сразу "дает звезду", миллионершу, которая здесь проездом. Она капризна и нелепо мечется по квартире, хватая то одну, то другую вещь... Это сначала возмущает героя (да и нас тоже), но потом он начинает видеть в ее взбалмошном женском характере и плюсы. Одинокие люди начнут не только делиться былыми победами и поражениями, но и строить планы на дальнейшую совместную жизнь. Причем под активное распитие алкоголя в течение всего спектакля, что, скажем прямо, выглядит несколько фантастично, учитывая возраст героя. Мы как бы подсматриваем в замочную скважину за чужими жизнями и не очень понимаем, когда нам смеяться, когда плакать. Весь спектакль — это активный диалог-поединок. Она провоцирует, а он заглатывает крючок. Кажется, что Уварова слишком стремительно меняет рисунок роли — мы просто не успеваем следить за перепадами ее настроения и мотивацией поступков. Вот она иронизирует над престарелым кавалером и вдруг оказывается готова: "Я приму вас таким, какой вы есть".. Но ее поведение в финале окажется вполне объяснимым, как проявление реального, увы, диагноза… Гарри, который видит в ней свою Мэрилин, поддается ее бреду и мечтаниям. Они за ужином как бы пытаются заново счастливо прожить жизнь, но поздно... Никаких путешествий не будет, равнодушные дети-внуки так и не появятся у них на пороге... Жизнь поставит свою зловещую точку на этой запоздалой игре в мечту. Вот уж поистине "любовь нечаянно нагрянет". И так же нечаянно уйдет. Не попрощавшись. Причем в окошко. Потому что ее там наверху тоже ждут...

В джазе только дедушки
© Ревизор.ru