«Зачем писать на крови?»: знакомые и коллеги Цоя ответили фанатам Паши Техника на захват его стены
Скандал с фанатами Паши Техника, которые написали его имя на стене Виктора Цоя, заставил задуматься: а насколько это уместно? Да, обоих нет на свете. Да, оба
—
кумиры. Но где уважение? Или надо быть проще и считать, что это вызов?
Дженни Яснец, прототип героини песни «Кино» «Восьмиклассница»:
«Для меня это отвратительная примета нашего времени, когда истинные ценности заменяются псевдо-ценностями. Культурным достоянием я считаю не стену, а Виктора Цоя, а Пашу Техника — просто наркоманом, о котором я даже не слышала до его смерти. Что тут скажешь? В этом жесте — полный паноптикум в головах людей, когда их кумирами становится наркоман на ксаноксе*».
Аким Апачев, рэпер:
«Ну вообще, граффити — это форма некоего художественного протеста. И я думаю, что когда возникла стена Цоя, это тоже был протест! А во-вторых, это способ привлечения внимания, который может вызвать резонанс. Говорю это по своему опыту...
И значит, фанаты Паши получили что хотели. Есть резонанс, есть цитируемость. А ввиду того, что этот вид искусства живет лишь пару-тройку дней, их цель была достигнута!
То есть авторы этого граффити прекрасно понимали, что оно кому-то не понравится, и в том числе любителям рока, поэтому его и наносили. Потому что для фанатов Техника — а мы видели, сколько их пришло проститься! — он такой же герой.
Это было их послание: «Для нас Паша — как для вас Цой!» Их акт искусства!
Отмечу, что я не являюсь его фанатом. Но если говорить с холодной головой, то что произошло? У авторов все получилось. Им удалось привлечь внимание.
А еще это была проверка для поклонников «Кино». Которые пришли и тут же все закрасили. Поэтому я не считаю, что в том граффити есть неуважение. Это был скорее вызов!»
Алексей Вишня, музыкант, звукорежиссер группы «Кино»:
«Сейчас так нарисовали — завтра так перерисуют. У нас что, больше стен нету? Почему трогать именно ее? Вот этого я не понимаю...
А с другой стороны, у меня нет к ней каких-то чувств, потому что я в Питере. Да, я там был. Меня туда привозили, я давал интервью про Цоя. Но вы знаете, для меня моя квартира связана с ним намного больше, чем вот этот мемориал».
Сергей Бугаев Африка, художник, музыкант, исполнитель роли Бананана в фильме «Асса»:
«Задел ли меня скандал с граффити? Очень задел! Потому что это не просто стена — это один из немногих общественных памятников, который возник по воле народа, а не по приказу начальства. И возник из неподдельной любви к Виктору!
Поэтому мне обидно. Стен много... Радикальные граффитисты всегда найдут, где им работать. Но когда это становится вопиющим злодеянием и когда они пишут на крови людей — я это осуждаю.
Эту стену интересно не только посещать. Ее надо читать. Туда приезжают из разных уголков страны и оставляют маленькие и нежные послания. Это не что-то громогласное. А тонкое, интимное, о самом сокровенном, что удалось услышать в песнях Вити.
И особенно обидно, что это не какая-то надпись в духе «Мы, поклонники Паши Техника, очень любим Виктора Цоя» или «Паша — это продолжатель его дела, пусть они вместе спят спокойно, мы их помним». А тут просто выходка художника.
И вот это вот явление типа «я — крутой чувак» вдруг рушит все. И веру в то, что кто-то по-настоящему переживает гибель Паши, и что кто-то понимает, что между Техником и Цоем — связь. Песни — разные, смыслы — разные, суть жизни была разная, но есть люди, которые их слушают и любят.
Поклонникам бы разобраться... А если они хотят стену — то нужно быть готовым ко всему. Что ее закрасят. Что ее придется отстоять — как это делали поклонники «Кино».
Поэтому обидно и в то же время поучительно! Это вопрос глубинной скромности и оценки собственных поступков».
Юрий Шевчук, лидер группы «ДДТ»:
«Лучше бы нарисовали портрет Иммануила Канта!»
* употребление наркотиков вредит здоровью
]]>