«Хороший добрый человек, наркоман просто»: кто и зачем посмертно делает идола из Паши Техника
Прощание с Пашей Техником, по паспорту - Павлом Ивлевым стало, возможно, самым масштабным за последние годы как по количеству людей, так и по числу массовых беспорядков, с которыми пришлось разбираться и полиции, и Росгвардии, и Скорой психиатрической помощи.
Сообщается о стихийном собрании более, чем 5 тысяч молодых и относительно молодых людей с признаками серьёзного опьянения от алкоголя и других веществ.
Мало кому известный при жизни, посмертно Паша Техник получил десятки миллионов заходов на свои рэп-клипы и импровизации в жанре стендап.
Павел был человеком со своеобразным чувством юмора. Его иногда приглашали выступить с импровизацией на юмористических вечеринках. В зависимости от степени угара, получалось у Паши Техника очень по-разному. Но нередко было действительно смешно.
Его «музыка» тоже воспринималась в большей степени как пародия для взрослых на рэп: что-то невнятное про наркотики на ломаном английском языке с сочными вкраплениями русского устного.
И вот мы все вдруг - после его смерти - узнали, что он, оказывается, был легендой рэпа.
Тем более это любопытно, что последняя музыкальная активность Паши Техника завершилась в районе 2020 года, когда вышел последний альбом его группы Kunteynir — «Дорога в облака». Всего за 24-летнюю рэп-карьеру у Ивлева вышло 6 альбомов, пять из которых – до тюрьмы, куда он попал в 2008 году за сбыт наркотиков.
После 2020 года Паша Техник лишь несколько раз мелькнул в качестве спикера подкастов. В одном из них он активно и эмоционально поддержал СВО и осудил Киев.
Основные же новости касались того, как Ивлев проходит лечение от зависимости, выходит здоровым и полным планов, а через некоторое время попадает в рехаб вновь. Всего Паша Техник реабилитировался (не считая воздержания в тюрьме) ровно десять раз, в том числе - в 2021, 2022, 2023 и 2024 годах.
О музыке Паши Техника и феномене его посмертной популярности «Свободной Прессе» рассказал кинорежиссёр и музыкант Александр Строев.
- Общественный беспорядок и скандал, связанный с похоронами рэпера Паши Техника в Лефортовском храме Петра и Павла, буквально внушил и насильно заставил обратить внимание на эту фигуру. "Творчество" Паши Техника содержит разрушительное начало, а не созидание, каким положено Свыше быть Творчеству.
Важно понять, кто подталкивает толпу в неадекватном состоянии (судя по видео девочек "под колёсами") к совершению ошибки в выборе кумира?!
«СП»: И кто?
- Как лидер группы "Каникулы Гегеля", я не понаслышке знаю, сколько сил и средств уходит на студийную запись даже одного трека, а потом его размещение и продвижение к слушателю среди всего общедоступного аудиоконтента.
Одному с этой задачей никогда не справиться, и особенно - нездоровому, как Паша, человеку, лежавшему около 10 раз в реабилитационных клиниках и сидевшему не один год в тюрьме за распространение запрещённых веществ, которые коньком пропаганды проходят через его композиции.
Во всё это, и с очевидной целью, кто-то вкладывал немалые средства.
Паша Техник при жизни и его похороны - продукт целой "индустрии", и ответы нужно искать там.
"Контейнер" (Kunteynir) Паши Техника - это программа наслаждения медленным умиранием и механизм воровства жизненной энергии, с моей точки зрения. За этим стоит преступная среда.
Что за посыл считывается за организаторами этого массового помешательства?! Однозначно - "Будь как Паша!", "Пройди его путь до конца и тщеславное внимание в сетях тебе обеспечено".
«СП»: И тот, кто направляет к обрыву, найдёт возможность заработать, обеспечивая идущих «необходимыми» веществами для заигрывания со смертью?
- Это – вопрос к компетентным органам.
Но в любом случае заигрывание со смертью есть инструмент сатаны.
Наш военный храм Петра и Павла на Солдатской улице такого акта беснования, думаю, не видел со времён своего основания - так, что теперь сам храм нужно чистить от нечисти.
«СП»: Александр, вы сосед Ивлева по району. Что говорят о «легенде» земляки?
- Да, я живу в Лефортово и знаком с людьми, которые учились с Павлом Ивлевым в одной школе и его лично знали. Ни в одной школе он надолго не задерживался, к тому же оставался на второй год, поэтому одноклассников у него было много.
И, знаете, что самое удивительное?!
Они говорят:
- Паша был добрый и хороший человек. Наркоман просто...
Я думаю, что молодёжь, которая пришла проводить Павла - тоже добрые и хорошие люди, но просто наркоманы.
Социальный психолог Александр Черников оказался свидетелем прощания с Пашей Техником, и рассказал «Свободной Прессе» о своём понимании феноменального посмертного триумфа:
- Я был невольным свидетелем событий в Лефортово. Мы с коллегой смотрели на толпу желающих проститься с Пашей Техником из окна соседнего с храмом здания на Солдатской улице. Коллега был удивлен наблюдаемым действом и поинтересовался у меня, кого хоронят. Я ответил, что хоронят рэпера Пашу Техника, умершего в Таиланде от передозировки наркотиков, в некотором роде - символа эпохи. Да, сказал мой коллега, интересная ныне эпоха, если у нее такой символ…
«СП»: А чем наша эпоха заслужила такой символ?
- Попробую высказаться о Павле, как о социальном явлении. Как о человеке, смерть которого оплакивали. И провожали в последний путь несколько тысяч человек, чего сейчас вряд ли удостоится, например, выдающийся военный деятель, ученый или космонавт.
Каждое время имеет своих кумиров. Чем они могут привлекать массы?
Во-первых, кумир может быть неким воплощением тенденций и стремлений определенного социального слоя, вот хотя бы молодежи. Как Виктор Цой, например, который в конце 80-х «требовал перемен». Причем, он был любим не только подрастающим поколением, но и людьми постарше, поскольку перемен в обществе ожидали все.
Во-вторых, кумир может стать таковым, если он является яркой личностью. При этом его яркость может быть любой, и прославиться он может чем угодно, лишь бы это привлекало и, еще лучше, шокировало публику. И тут надо помнить, что, как пела Старуха Шапокляк из мультфильма, «хорошими делами прославиться нельзя».
Гнусными выходками, аморальным и антисоциальным поведением, и прочим подобным эпатажем заработать популярность гораздо легче, чем, например, благотворительностью.
И, в-третьих, кумиром может стать противник. Противник всё равно чего: общественного строя, религии, общепринятых моральных норм и даже естественных процессов. Так, если человек вдруг станет везде ходить задом наперед, то, очень возможно, через некоторое время он способен стать кумиром среди группы последователей.
Паша Техник отчасти подходит под все три категории. Возможно, такое сочетание и дало тот эффект, который можно было наблюдать возле метро Лефортово.
Молодежь любит рэп. Техник был рэпером. Не сказать, что выдающимся, но и не последним. В общем, в определенных кругах его знали.
Кроме того, Техник, бесспорно, был личностью яркой. Вероятно, только эпатажность его выступлений или исполнение наполненных матом песен и не принесло бы ему большую популярность, как и не принесло бы её только употребление наркотиков. Но вот всё это вместе с тюрьмой выделило Пашу из ему подобных. Если человека судят и сажают, то (в глазах подростков) - именно за протест, хотя бы против законов, норм поведения в обществе и, если хотите, правоохранительной системы.
«СП»: Однако при жизни его, кроме узкой рэп-тусовки, знали мало.
- Да, всё перечисленное выше в совокупности, на мой взгляд, не сделало бы Пашу Техника таким знаменитым. Знаменитым его сделали похороны, а если точнее – смерть.
Смерь самим фактом свершения любого человека делает знаменитым хотя бы ненадолго в узком кругу. Так, если умирает твой одноклассник, которого ты с трудом вспоминаешь, поскольку не видел его 40 лет, то он всё равно стразу станет популярным среди других, еще живых, твоих одноклассников. Его будут пару дней вспоминать. Но потом снова забудут.
Также получилось и с Пашей Техником. Самим фактом свой драматической смерти в Таиланде от передоза он стал известен даже тем людям, кто о нем ничего не знал до этого и ничего бы никогда не узнал после. Это популярность на день, сиюминутная, ситуационная, хотя…
«СП»: Если её подогревать, то она может не пройти, а только усилиться.
- Самое неприятное здесь в том, что своему кумиру Паше Технику его поклонники хотят подражать, быть на него похожими. Возможно, они считают, что он «красиво жил и красиво ушел». Сомневаюсь, что он так жил.
Со стороны многие страдания кумира не видны и могут приниматься за счастливые моменты. А человек, в конечном счете, страдал от наркотиков, страдал от реабилитаций, страдал, отбывая наказание в местах не столь отдаленных, и страдал, умирая. Поэтому подражать Паше Технику я бы не советовал никому.