Рожденный революцией. Как мудро жил и достойно ушел самый веселый трагик Георгий Вицин
Фигура легендарного советского актера Георгия Вицина стала примером истинного служения искусству и человечности. За яркими образами Труса, Бальзаминова и Хмыря скрывался удивительный человек, выбравший путь добровольного затворничества ради сохранения внутренней свободы. Что пытался скрыть от глаз поклонников один из самых знаменитых комедийных артистов советского кинематографа?
Трудное детство
Будущая звезда советской комедии родился 18 апреля 1917 года в городке Териоки (ныне Зеленогорск). С детства Георгий Михайлович оказался в водовороте случайностей и загадок. Мать сознательно исправила год рождения сына на 1918, чтобы юный Вицин смог попасть в оздоровительную школу-интернат. С фамилией тоже вышла оказия – изначально она писалась как «Вицен» – в честь польского предка, однако по ошибке паспортистки Георгий Михайлович стал «Вициным». Эти случайности судьбы словно предопределили скрытный характер артиста.
У Вицина было трудное детство, как и у многих других детей тех лет. Отец, инвалид Первой мировой войны, рано ушел из жизни, и юный герой вместе с матерью вынужден был в одиночку переживать все трудности послереволюционной эпохи. Оказавшись в Москве, Мария Матвеевна – мать Вицина, поступила на работу в Колонный зал Дома Союзов. Там юный Георгий открыл для себя волшебный мир театра – место, ставшее его убежищем от жестокой реальности.
Становление великого комика
Для Вицина театр был не просто способом разбавить серые будни. С детства робкий и застенчивый Георгий раскрывался на сцене, играя различных персонажей. Это помогало юноше справиться со своими внутренними проблемами и предопределило его будущее.
Творческий путь Вицина был тернистым: отчисление из Театрального училища при Малом театре, кратковременное обучение в училище при Театре Вахтангова. Однако судьба настаивала на том, чтобы Вицин стал артистом – в октябре 1934 году начинающий актер попал в студию МХАТа 2-го, где его наставницей стала легендарная Серафима Бирман.
Настоящее признание пришло к Вицину в Театре имени Ермоловой, где зрители специально приходили «на Вицина». Но даже здесь актер чувствовал себя не в своей тарелке. Жесткая дисциплина и постоянные требования со стороны начальства следовать инструкциям не находили отклик в творческой душе Георгия Михайловича. Справиться с диктатом сцены ему помогло кино. Кинематограф открыл перед ним новые горизонты: роль Васи Веснушкина в «Запасном игроке» (1954) стала прорывом, а сотрудничество с Леонидом Гайдаем принесло всенародную славу.
Георгий Михайлович оказался настоящей находкой для Леонида Гайдая, который создал уникальный творческий коллектив: Труса, Балбеса и Бывалого. Благодаря его импровизации и чувству юмора советский, а позже – российский – зритель получил легендарную комедию, которая навечно внесена в золотой фонд отечественного кинематографа. Однако сам Георгий Михайлович с иронией относился к всесоюзной славе. Он стремился к спокойной и незаметной жизни, избегая публичных выступлений и массовых мероприятий.
Две женщины – одна семья
Особую страницу в биографии артиста занимает его личная жизнь. Первой настоящей любовью актера стала жена его наставника Дина Тополева. Вицин увел у Хмелева Тополеву, с которой прожил около десяти лет. Однако сердце Георгия Михайловича все еще искало ту единственную. В конце 1940-х годов Вицин познакомился с Тамарой Мичуриной, с которой оформил официальный брак. Это не помешало тому, что Георгий Михайлович продолжал навешать Тополеву, у которой к тому времени появились серьезные проблемы со здоровьем.
Мичурина спокойно относилась к тому, что ее муж проводил время с его бывшей. Женщины даже в какой-то момент подружились. Вицин сумел создать уникальную систему отношений между двумя женщинами в своей жизни. Обе семьи сосуществовали в гармонии. К тому же в 1954 году Тамара подарила актеру его единственную дочку Наташу.
Выбрал путь забвения
Развал Союза и деградацию отечественного кино артист встретил без радости. Вицин не раз говорил о том, что кинематограф больше не сможет достичь прежних вершин, а потому сниматься в фильмах он не видит никакого смысла.
Последние десятилетия жизни Вицин провел в добровольном уединении, отказавшись от съемок и публичных выступлений. Его дни были заполнены чтением книг, занятиями йогой и заботой о бездомных животных. Примечательно, что даже в период тяжелой болезни актер сохранял чувство юмора и достоинство.
Как однажды отметил коллега по цеху Леонид Куравлёв, Вицин оказался ненужным новому времени, и это было взаимно:
«Такое время не нужно было Вицину с его философией, с его скромностью, с его умением боготворить самые основы человеческой морали и души, по которым надо жить дальше, и оформлены они десятью заповедями Христа. Вот он жил по законам Иисуса Христа».
У Георгия Михайловича на фоне отсутствия работы и финансовых проблем появилось серьезное сердечно-сосудистое заболевание. Вицин не привык просить помощи и всячески ее отвергал, когда кто-либо пытался помочь актеру. 22 октября знаменитый артист скончался от сердечного приступа. Уход Вицина стал потерей для всего культурного сообщества. Однако его наследие продолжает жить в сердцах миллионов зрителей, для которых образы, созданные Вициным, стали символами целой эпохи.
Простая гранитная плита на могиле актера на Ваганьковском кладбище стала символическим завершением пути человека, который выбрал скромность как образ жизни. Без пафосных надписей и помпезных деклараций, но с глубоким уважением к памяти одного из величайших комиков отечественного кинематографа.